Недавние сообщения о том, что космический телескоп НАСА «Джеймс Уэбб» обнаружил признаки жизни на далекой планете, вызвали волнение. Новое исследование ставит под сомнение этот вывод, а также описывает, как телескоп может проверить наличие газа, вырабатываемого жизнью.

Исследование Калифорнийского университета в Риверсайде, опубликованное в Astrophysical Journal Letters, может разочаровать энтузиастов внеземной жизни, но не исключает возможности ее обнаружения в ближайшем будущем.

В 2023 году появились интригующие сообщения о наличии биосигнатурного газа в атмосфере планеты K2-18b, которая, как казалось, обладала условиями, делающими возможной жизнь. Многие экзопланеты (планеты, вращающиеся вокруг других звезд) нелегко сравнить с Землей. Их температура, атмосфера и климат не позволяют представить на них жизнь земного типа.

«Однако планета K2-18b получает почти такое же количество солнечной радиации, как и Земля. А если отбросить фактор атмосферы, то температура на K2-18b близка к земной, что также является идеальной ситуацией для поиска жизни», – говорит научный сотрудник проекта UCR и автор статьи Шанг-Мин Цай.

Атмосфера K2-18b состоит в основном из водорода, в отличие от земной, состоящей из азота. Существует предположение, что на K2-18b есть водные океаны, как на Земле. Это делает ее потенциально гикеанским миром, что означает сочетание водородной атмосферы и водных океанов.

В прошлом году команда из Кембриджа с помощью JWST обнаружила в атмосфере K2-18b метан и углекислый газ – элементы, которые могут указывать на признаки жизни. «Ученые сообщили о предварительном обнаружении в атмосфере планеты диметилсульфида, или DMS, который вырабатывается океаническим фитопланктоном на Земле. DMS является основным источником серы в воздухе на нашей планете и может играть роль в формировании облаков», – говорит Цай.

Поскольку данные телескопа были неубедительными, ученые из UCR хотели понять, может ли DMS накапливаться в достаточном количестве и достигать заметных уровней на K2-18b, которая находится на расстоянии около 120 световых лет от Земли. Как и в случае с любой другой планетой, находящейся так далеко, получить физические образцы атмосферных химикатов невозможно.

На основе компьютерных моделей, учитывающих физику и химию DMS, а также водородную атмосферу, исследователи пришли к выводу, что данные вряд ли свидетельствуют о присутствии DMS. «Сигнал сильно перекрывается с метаном, и мы считаем, что выделение DMS из метана не под силу этому прибору», – сказал Цай.

Обнаружение жизни на экзопланетах – сложная задача, учитывая их удаленность от Земли. Чтобы найти DMS, телескопу Уэбба потребуется прибор, способный обнаруживать инфракрасные волны в атмосфере лучше, чем тот, который использовался в прошлом году. К счастью, телескоп будет использовать такой прибор в конце этого года, что позволит окончательно выяснить, существует ли DMS на K2-18b.

«Биопризнаки на экзопланете могут значительно отличаться от тех, которые мы считаем наиболее распространенными на Земле. На планете с богатой водородом атмосферой можно с большей вероятностью обнаружить DMS, произведенный жизнью, а не кислород, произведенный растениями и бактериями, как на Земле», – говорит астробиолог Эдди Швитерман (Eddie Schwieterman) из UCR, старший автор исследования.

«Почему мы продолжаем исследовать космос в поисках признаков жизни? Представьте, что вы отдыхаете ночью в лагере на дереве и что-то слышите. Ваш инстинкт – посветить фонариком, чтобы посмотреть, что там. В каком-то смысле мы тоже так поступаем», – заключил Цай.

[Фото: Shang-Min Tsai/UCR]