Кубиты (квантовые биты) — строительный материал для нового поколения квантовых компьютеров. Ожидается, что они смогут совершить следующую революцию в мире вычислительной техники. Компьютеры на основе квантовых битов смогут производить вычисления значительно быстрее даже самых мощных современных компьютеров. В разработке принимали участие специалисты из Московского физико-технического института, Российского квантового центра, Национального исследовательского технологического университета МИСиС и ряда других научных учреждений. О разработке сообщается в пресс-релизе.

Единицей памяти современных компьютеров являются биты. Они могут принимать только одно значение: 0 или 1. По сравнению с ними кубиты могут кодировать сразу и логическую единицу, и ноль, что открывает совершенно новые возможности хранения и обработки цифровой информации. Физическим объектом в роли кубитов могут выступать атомы или электроны. Цифровые данные записываются на т.н. магнитном моменте элементарных частиц. Однако проблема заключалась в том, что такие структуры крайне неустойчивы. Они легко разрушаются под воздействием внешних воздействий, а устройства для хранения таких систем сложны в разработке.

Относительно недавно ученые обнаружили, что в качестве кубитов можно использовать искусственно созданные атомы, в частности, т.н. джозефсоновские контакты, состоящие из двух сверхпроводящих металлов, разделенных тонким слоем изолирующего материала. По законам квантовой физики, слой диэлектрика оказывается проницаемым для электронов. Построенные из нескольких джозефсоновских контактов системы работают как атомы: они могут излучать и поглощать свет, пребывать в нейтральном и возбужденном состоянии.

Отечественные кубиты состоят из четырех джозефсоновских контактов и выполнены методом литографии из тончайших пластин алюминия, толщиной всего 2 нанометра, которые разделены слоем диэлектрика. Лабораторные испытания показали, что объект полностью соответствует техническим характеристикам квантовых битов.

«Мы создали инструмент, средство для проведения дальнейших исследований в области квантовых вычислений. С его помощью мы сможем достичь научных результатов, которые пока не получал никто в мире», — сказал руководитель проекта, Олег Астафьев.

К слову, ранее портал Научная Россия писал об измерении квантового бита, а также о возможностях квантового интернета будущего.