Селфридж-Филд встретила эту женщину на рождественском празднике 8 лет назад. Сейчас ей уже 101 год и у нее сосудистая деменция. Обычно она слабо представляет, где находится, и не узнает тех, с кем познакомилась в последние пару десятков лет. Но она может по памяти сыграть около 400 песен и до сих пор учит новые композиции на слух. Она даже написала музыку сама. Ученые пока не разобрались в механизмах сохранения «музыкальной памяти». Однако известно, что при потере речи, связанной с заболеваниями мозга, полезно ритмическое повторение фраз, напоминающее пение.

На первый взгляд, это просто сухонькая старушка. Ей за 90 и у нее деменция. Но тут дама садится за пианино и начинает играть. «Все присутствующие были ошарашены, — рассказывает Элинор Селфридж-Филд (Eleanor Selfridge-Field), которая занимается изучением музыки и символики в Стэнфордском университете в США. — Она выглядела такой немощной, но стоило ей сесть за инструмент, она стала излучать силу и мощь».

Ее музыкальный талант заинтересовал Селфридж-Филд, и она общалась с женщиной в течение последних 6 лет. Результаты своих наблюдений за МЕ — так исследователь именует ее, ради сохранения анонимности — она представила на международной конференции восприятия и понимания музыки в Сан-Франциско, прошедшей в июле 2016 года .

В гармонии с музыкой

Когда МЕ было за 80, с ней произошел инсультоподобный приступ, и через несколько лет ей поставили диагноз сосудистой деменции. Сейчас она с трудом вспоминает недавние события и людей, с которыми познакомилась в последние десятилетия. Зато она хорошо помнит, что с ней было в детстве и молодости, особенно в период с 3 до 8 лет, и узнает тех, с кем познакомилась до 75-80 лет. Она всегда не уверена, где находится.

Но все эти проблемы совершенно не влияют на ее способности играть на фортепьяно. Она регулярно выступает в домах престарелых по всей Калифорнии и исполняет самую разную музыку, от рэгтайм до поп-музыки и госпела. «Ее музыкальные возможности и память впечатляют, — говорит Селфридж-Филд. — Но что творится в ее разуме — большая загадка».

МЕ родилась в Теннесси в 1914 году. Еще ребенком она научилась играть на фортепьяно и скрипке. Затем она освоила другие инструменты, в том числе тромбон, и получила два музыкальных образования. Она мечтала руководить оркестром, но после Великой Депрессии такую работу найти было почти невозможно, она переехала с мужем и сыновьями во Флориду и оставила мысли о музыкальной карьере.

Сейчас МЕ уверяет, что не знает нотную грамоту. В это сложно поверить, учитывая ее образование. Но она говорит, что просто находит начальную ноту, а дальше пальцы делают все сами.

Музыкальная терапия

Существуют и другие подобные примеры. Пожилые люди, несмотря на когнитивные нарушения, выказывают особые музыкальные таланты. В своей книге «Музыкофилия» известный невролог и психиатр Оливер Сакс рассказывает о человеке с тяжелой стадией слабоумия, который тем не менее помнил все партии баритонов, которые исполнял его ансамбль, а также о женщине, которая, несмотря на серьезную стадию болезни Альцгеймера, в свои 80 могла исполнять блюзовые песни.

Мелодико-интонационная терапия — ритмическое повторение фраз, напоминающее пение — помогает тем, кто страдает от потери речи, связанной с заболеваниями мозга.

«Мы не знаем, где конкретно в мозге расположены зоны, отвечающие за восприятие музыки», — говорит Закари Миллер (Zachary Miller), невролог из Университета Калифорнии в Сан-Франциско.

Исследования показывают, что музыка в большей степени «распределена» в мозге, чем речевые сети. «Может быть, именно поэтому она так долго сохраняется в памяти людей с развивающейся деменцией», — предполагает Миллер.

Что касается состояния больной МЕ, по словам Миллера, сложно определить, насколько оно уникально. Может быть, сканы мозговой активности могли бы пролить свет на то, какие области ее мозга повреждены и почему у нее сохраняются музыкальные способности, но ее врач считает, что риск процедуры не оправдан.

Тем временем, Селфридж-Филд ищет других пожилых людей с выдающимися музыкальными способностями. А ученые по всему находят все новые применения музыки в лечении — к примеру, недавно было опубликовано исследование, доказывающее, что музыкальная терапия способна заметно облегчить состояние больных раком, уменьшив потребность в анальгетиках.