Первого марта 2015 года после тяжелой болезни, в возрасте 88 лет, ушел из жизни создатель Института физики высоких энергий, первый почетный гражданин Протвино академик Анатолий Алексеевич Логунов. Это был выдающийся ученый, организатор науки и преподаватель, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии и двух Государственных премий СССР.

Анатолий Логунов родился 30 декабря 1926 года в деревне Обшаровка Самарской области. Закончил физический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности теоретическая физика, учился там же в аспирантуре, работал. В 1956 году поступил в лабораторию теоретической физики только что созданного Объединенного института ядерных исследований в Дубне. Вскоре, в 1959 году защитил докторскую диссертацию в Математическом институте им. В.А. Стеклова. А в 1963 году 37-летнего профессора Анатолия Логунова назначили директором Института физики высоких энергий (ИФВЭ), который только планировали строить в Протвино. Он собрал работоспособный научный коллектив и взялся создавать с нуля крупнейший в мире ускорительный центр. Уже 14 октября 1967 года ускоритель протонов У-70 начал работу. Одновременно с ускорителем строился и маленький наукоград среди лесов южного Подмосковья. В 1971 году А.А. Логунов основал на физическом факультете МГУ кафедру квантовой теории и физики высоких энергий и стал ее заведующим. С 1977 по 1992 год занимал пост ректора МГУ, не оставляя научного руководства ИФВЭ.

Возможно, я не лучший автор статьи в память о выдающемся физике-теоретике. О научных достижениях академика Логунова лучше бы написал кто-то из его коллег или сведущих в области его исследований. Но так вышло, что меня много связывает с этим человеком. Я родилась и выросла в Протвино, куда мои родители приехали, чтобы создавать ускорительный комплекс под руководством Логунова. Когда в Протвино приступили к строительству 20-километрового тоннеля для крупнейшего в мире коллайдера (УНК), мой отец перешел работать в инженерный отдел, обслуживавший будущий ускоритель.

В те годы работы по созданию коллайдера велись почти тайно, и кроме местных физиков мало кто понимал, что это будет в итоге. Рассказывали такой анекдот. Академику Логунову пришлось убеждать ЦК КПСС в необходимости построить новый ускоритель в Протвино, чтобы исследовать кварки. Партийные функционеры затягивали решение, они не понимали, зачем нужны эти кварки советскому государству. Тогда Логунов пошел на хитрость и напомнил, что после того, как расщепили атомное ядро, появилась ядерная бомба. «Что получится, товарищи, когда удастся расщепить кварки? — будто бы воскликнул ученый и сам подсказал ответ. — Правильно, кварковая бомба». Так вопрос о протвинском коллайдере был решен положительно.

Когда строительство подземного коллайдера в Протвино шло полным ходом в 1986-1991 годах, я училась в МГУ. Ректором тогда был академик Логунов, и нужно ли говорить, что эти годы учебы казались мне золотыми.

Хотя я много раз слышала об академике Логунове от родителей, встретиться с ним мне довелось всего один раз. В 2003 году, в начале своей журналистской карьеры, я приехала в Протвино на международный семинар по фундаментальным проблемам физики высоких энергий и теории поля, чтобы узнать последние новости в этой области науки из первых рук. Я знала, что академик Логунов критикует теорию относительности Эйнштейна и развивает какую-то особенную концепцию гравитации. Мне пришлось прочесть его статью в журнале «Наука и жизнь» 1988 года, которую мне рекомендовали. Честно сказать, не будучи физиком, я мало что поняла, и, набравшись храбрости, попросила Анатолия Алексеевича об интервью.

Он принял меня в своем кабинете в Доме теоретика ИФВЭ, рассказал о релятивистской теории гравитации (РТГ) и подарил книгу «Теория гравитационного поля».

Да простят меня физики-теоретики, но я кратко перескажу суть РТГ, как я ее поняла со слов ее автора. Все-таки он посвятил этой теории последние три десятка лет своей жизни, приложил действительно много усилий для ее продвижения. В отличие от теории относительности, в теории Логунова гравитационное поле реально существует, а не представляет собой геометрическую конструкцию, придуманную для удобства. Гравитацию переносят гравитоны — гипотетические частицы. Исходя из этого, «вселенная существует вечно, постоянно пульсируя, галактики в ней не разбегаются, а пространство целиковое, никаких дыр в нем быть не должно», так я писала в статье, опубликованной в «Парламентской газете». Анатолий Логунов считал, что открытие гравитона — это вопрос времени, и что физики, в конце концов, откажутся от черных дыр. «Опыт покажет, кто прав», — так он говорил.