Ян Стефенс (Ian Stephens) из Бостонского института астрофизических исследований и его коллеги, используя телескоп CARMA, обнаружили и изучили околозвездный диск звезды HL Tau — молодой протозвезды из созвездия Тельца, находящейся на расстоянии 450 световых лет от Земли. Статью астрофизиков с описанием полученных результатов опубликовал журнал Nature.

Вопреки теоретическим моделям, выяснилось, что предсказываемое полоидальное магнитное поле (исходящее от полюсов протозвезды) в этой системе отсутствует, а тороидальное поле (круговые поля внутри диска) наклонено к плоскости диска на 50 градусов. По словам ученых, это означает, что геометрия магнитного поля играет гораздо более значимую роль в период формирования звезды, чем это было принято считать, а также и на формирование планетной системы вокруг звезды, подобной нашей Солнечной системе.

Ранее магнитные поля околозвездных дисков ученые моделировали в лаборатории, в результате чего сформулировали две разных теории на этот счет. Нынешнее исследование с помощью телескопа CARMA стало первым успешным практическим исследованием и, по словам ученых, сразу же опровергло обе ранее существовавшие теории. Далее астрофизики планируют более детально изучить магнитное поле звезды HL Tau и других подобных звезд.