4 мая 2016 года публике будет представлен очередной выпуск программы «Идеи, меняющие мир». на сей раз гостем Эвелины Закамской станет Дэвид Гросс, американский физик и нобелевский лауреат 2004 года, за выдающийся вклад в квантовую хромодинамику.

25 марта 2016 года в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне было открыто строительство российского сверхпроводящего коллайдера NICA. Дэвид Гросс приехал в Дубну, чтобы поучаствовать в закладке первого камня — это даже символично, ибо одним из столпов, на которых покоится теоретическая часть коллайдера, стало фундаментальное предсказание Гросса.

В реализации мегапроекта «Комплекс NICA» принимают участие 16 институтов и организаций Российской Федерации, 79 институтов из 30 зарубежных стран. Ученые подчеркивают — такой проект может быть только международным, ни одной стране мира не потянуть его в одиночку, ни с точки зрения финансов, ни с точки зрения кадров. А стать базой для столь масштабного проекта — ответственная и престижная задача для России.

Он даст уникальные на сей день возможности — в отличие от Большого адронного коллайдера, НИКА рассчитан так, чтобы дать т.н. сверхплотную материю, ту самую, что образовалась спустя миллионную долю секунды после Большого взрыва. Коллайдер поможет понять процессы, происходящие в нейтронных и кварковых звездах, породить кварк-глюонную плазму и вообще дать обильные — как надеются ученые — возможности столкнуться с чем-то еще неизвестным.