В горах западного Камеруна растут различные виды цветка рода Недотрога, опыляемые птицами. Один из них — Impatiens frithii —  отличается странным, изгибающимся вверх шпорцем, удлиненным выростом чашелистика, или лепестка, предназначенного для скопления нектара. Исследователи долго не могли понять, как птицы вообще могут пить нектар из него. О результатах поиска ответа наэтот вопрос пишет журнал Current Biology.

Ученым помогла видеозапись «посетителей» цветка, которая велась на протяжении нескольких дней. Когда птицы-нектарницы вставляют свои клювы в эти шпроцы, цветок слегка изгибается. Эта маленькая модификация существенно влияет на то, на каких частях птичьего тела остается пыльца, и увеличивает вероятность того, что пыльца удачно будет перенесена на другой цветок.

Impatiens frithii — растение эпифит, оно растет на поверхности небольших деревьев или на их нижних ветвях. Красные цветки Impatiens frithii высовываются из листвы. Строение других цветков, опыляемых птицами, подразумевает, что пыльца может осесть только на животе и спине птицы. Этот же цветок позволяет пыльце оказаться и на нижней части головы и клюва. Это кажущееся небольшим различие в строении цветка должно способствовать снижению конкуренции между Impatiens frithii  и его ближайшими родственниками. Помимо прочего, это создает межвидовой барьер, что способствует видообразованию.

Ответить на этот вопрос, только просмотрев видеозапись «посетителей» цветка, которая велась на протяжении нескольких дней.

Фото: H. Zell, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons