Исследование ученых лондонского Кингс Колледжа показало, чем геном людей с супер-интеллектом отличается от такового у «обычных людей». Подробности опубликованы в журнале Molecular Psychiatry.

Вопрос о том, почему у тех или иных людей проявляется особенно блестящий интеллект, давно волнует человечество. Передается ли ум по наследству, как это часто бывает, или же правильное воспитание, образование, хорошее социальное положение и другие социальные факторы оказывают решающее влияние на интеллект? Генетики из лондонского Кингс Колледжа явно считают, что дело прежде всего в небольших, но очень существенных генетических отличиях. Они проанализировали генетическую базу американского университета Дьюка, собранную в рамках программы «Идентификация талантов» — 1400 человек с IQ выше 170 (это очень много, средним считается IQ 100).

ДНК этих «суперинтеллектуалов» сопоставили с ДНК контрольной группы, состоявшей из трех тысяч человек со средними способностями.

Ученые исследовали SNPs — однонуклеотидный полиморфизм — отличия ДНК размером в один нуклеотид. SNPs во многом определяют унаследованные различия в трех миллиардах нуклеотидных пар, составляющих человеческий ДНК.

Принципиальных отличий между SNPs двух групп обнаружено не было, но при этом оказалось, что редких аллелей у интеллектуалов в генах обнаружено меньше. Этот факт сочетается с выводами другого недавно проведенного исследования, говорящего о том, что редкие функциональные аллели чаще бывают вредными, чем полезными для человека. Аллели — один из структурных вариантов гена, определяющих развитие определенного признака.

Профессор Роберт Пломин (Robert Plomin), один из участников исследования, сформулировал основной вывод следующим образом: «Наше исследование показывает, что не существует особых генов гениев. Однако для обладания супервысоким интеллектом необходимо, чтобы с ДНК было много позитивных аллелей и очень мало редких функциональных аллелей, обладающих отрицательным эффектом. Редкие негативные аллели сами по себе не оказывают никакого влияния, но в сочетании их воздействие очень велико».

Ученые, впрочем, подчеркивают, что другие факторы, безусловно, тоже воздействуют на качество интеллекта. Впрочем, по их мнению, основополагающим все равно остается генетический компонент. Люди с унаследованным высоким интеллектом оказываются чаще склонны читать в детстве умные книжки, они лучше учатся в школе и чаще поступают в университет. Иными словами, они умны не столько по природе, сколько потому, что много работают головой.

В завершение стоит, наверное, подчеркнуть, что речь идет именно об интеллектуальных способностях. Вопрос о том, насколько они связаны с гениальностью, не так уж прост. Вспомним, что далеко не все нобелевские лауреаты смогли бы оказаться в этой группе «суперинтеллектуалов» — у них средний IQ всего-навсего 145.