Пресс-служба Института биологических исследований Салка (США) сообщает, что его исследователи определили ключевой ген, ответственный за циклы сна и бодрствования. Ген получил название Lhx1. Возможность создания лекарств с учетом его функций описана в статье для журнала eLife.

Ученые считают, что это открытие можно будет использовать при создании лекарств для борьбы с нарушениями сна, а также помощи путешественникам при смене часовых поясов и людям, работающим в ночную смену.

Руководитель исследования  Сатчидананда Панда (Satchidananda Panda) объяснил, что большое количество болезней начинается из-за нарушений сна, а путь их излечению — это восстановление его нормального цикла. В каждой клетке тела заложены своеобразные «часы» — белки, количество которых ритмически возрастает или падает в течение суток. За правильную работу этих «часов», в том числе за синхронизацию их работы во всех клетках, отвечает супрахиазмальное ядро (СХЯ), участок плотно упакованных 20 000 нейронов в гипоталамусе головного мозга.

«Никто не ожидал, что именно ген Lhx1 окажется настолько важным регуляторным элементом в работе СХЯ, — рассказал биолог Людовик Мур (Ludovic Mure), автор статьи о новом открытии, — без него клетки просто не "разговаривают" друг с другом, то есть циклы сна и бодрствования не синхронизируются».

Фото: ru.123rf.com