Международная группа ученых под руководством Михаэля Джонсона (Michael Johnson) из Имперского колледжа Лондона (Великобритания) сделала еще один шаг к пониманию природы когнитивных способностей человека, сообщает The Guardian. Им удалось обнаружить две группы генов, возможно, управляемых некоей общей контрольной системой, которые отчасти объясняют разнообразие этих способностей. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Nature Neuroscience.

Традиционно считается, что около 40% различий в интеллектуальных способностях объясняются генетической наследственностью. Однако до сих пор мало было известно о том, какие именно гены имеют значение для интеллекта и как они взаимодействуют между собой. Для начала ученые взяли 100 образцов мозга мышей, 122 образца человеческого мозга и 102 целых человеческих мозга, сохраненных после смерти их владельцев. Затем произвели перекрестное сравнение генетических признаков наличия проблем с памятью и пониманием, с одной стороны, и, с другой, сведениями о 6732 человека, принявших участие в исследовании Generation Scotland. Затем сравнение повторили, но уже на материале 1003 здоровых добровольцев из т.н. Lothian Birth Cohorts 1936 года рождения.

(Generation Scotland — это собрание качественных образцов и данных, собранных для генетических и медицинских исследований. Lothian Birth Cohorts — это две группы людей, родившихся в 1921 и 1936 годах, которые в возрасте 11 лет прошли тест умственных способностей, организованный шотландскими учеными с целью развивать образовательную политику. Ученые наших дней очень благодарны своим предшественникам, пусть те и не предполагали, как полезны будут собранные ими данные.)

Исследование принимало во внимание целый ряд когнитивных способностей: в частности, память, внимание, скорость и логику, и затем совмещало результаты с генетическими данными здоровых людей, прошедших тест на IQ, людей с расстройствами аутического спектра и интеллектуальными нарушениями, а также тех, кто подвергался нейрохирургическим операциях для лечения эпилепсии.

Анализ 24 групп генов показал, что группы, получившие условное название M1 и M3, отвечают за развитие когнитивных способностей и скорость обработки информации. M1 состоит примерно из тысячи различных генов, а М3 — из примерно полутора сотен. Сбои в работе М1 или М3, по словам авторов исследования, могут привести к разнообразным расстройствам, в частности, к шизофрении или эпилепсии.

Все это само по себе представляет лишь академический интерес — но теоретически, когда  и если ученые исследуют механизмы наследования интеллектуальных способностей, вроде памяти и способности рассуждать, наука сможет дать новые возможности помочь страждущим.

Вопрос о соотношении генома, наследования и интеллекта сам по себе опасен, это, что называется, «политический нагруженный вопрос». Первооткрыватель двойной спирали ДНК Джеймс Уотсон изрядно пострадал после неосторожных высказываний на этот счет. При этом определить, что именно следует вкладывать в понятие «интеллект», довольно трудно. Обычно говорят о наборе различных по своей природе когнитивных способностей, таких как память, внимание, скорость обработки информации и другие параметры — примерно то, что пытаются измерить как целое в различных тестах для определения IQ. Интеллектуальные способности лишь отчасти могут быть объяснены генетической предрасположенностью, так, на развитие интеллекта может повлиять, насколько долго в детстве ребенка кормили грудью, и даже чашка кофе на какое-то время может увеличить интеллектуальный потенциал, как многие знают на собственном опыте.

Все это к тому, что науке еще многое предстоит разузнать, прежде чем будет возможно создать более-менее цельное представление о связи «устройства» человека и его интеллектуальных — а также социальных и прочих — способностей и их динамики. Кстати сказать, недавно мы рассказывали об исследовании, показавшем, что очень умные люди в генетическом отношении практически не отличаются от обычных людей. Впрочем, в генетике «почти» может значить очень многое.