Как формируется облик летательного аппарата? На чем основывается создание его компоновки? Как законы физики течений влияют на поведение воздушного судна в полете? Ответы на эти и другие вопросы дает аэродинамика. Это научное направление является одним из основополагающих в деятельности Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Наиболее важные результаты и достижения в данной области за последнее время были представлены на площадке XXXIV Научно-технической конференции по аэродинамике, организованной ЦАГИ. Мероприятие, приуроченное к 110-летию со дня рождения академика АН СССР Владимира Струминского, состоялось 29 февраля – 1 марта в Московской области.

Фото - пресс-служба ЦАГИ

В пленарном заседании принял участие научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», вице-президент РАН, академик РАН, сопредседатель программного комитета конференции Сергей Чернышев. Он выступил с докладом о вкладе Владимира Струминского в развитие теоретической и прикладной механики. Среди ключевых достижений ученого, работавшего в институте с 1941 по 1966 год, – разработка стреловидных крыльев, которые нашли широкое применение при создании летательных аппаратов различных типов.

О том, на каких задачах сегодня сфокусированы специалисты ЦАГИ, рассказал в своем докладе начальник отделения, д.ф.-м.н. Андрей Волков. «Наша цель – создание прорывных технологий для отечественной авиации в ответ на современные вызовы. Ее достижению служат, в том числе, комплексные научно-технические проекты, направленные на формирование новых компоновок летательных аппаратов – например, перспективного магистрального самолета. Активно мы задействованы и в развитии малой авиации – этому вопросу посвящен НИР «MANGo–ЦАГИ», результаты которого продемонстрированы на конференции», – отметил он. Также Андрей Волков подчеркнул, что значительный объем в работе центра авиационной науки принадлежит фундаментальным исследованиям – их данные ложатся в основу новых экспериментальных и расчетных методик.

В ходе секционной части было представлено порядка 80 докладов. Специалисты ЦАГИ рассказали, как можно использовать возможности гибридной силовой установки для улучшения аэродинамических характеристик регионального самолета, поделились опытом применения методики трубных испытаний прямых и стреловидных крыльев «бесконечного» удлинения. Также были представлены итоги измерений и оценки громкости звукового удара самолета в рамках масштабного исследования, проведенного совместно с коллегами из АО «ЛИИ им. М.М. Громова». Мероприятие позволило продемонстрировать развитие фундаментальной науки – одним из примеров служит доклад ученых ИПМ им. М.В. Келдыша РАН в рамках консорциума НЦМУ «Сверхзвук», координатором которого является ЦАГИ. В работе были отражены результаты моделирования аэродинамики и аэроакустики крыла прототипа сверхзвукового пассажирского самолета на режиме посадки.

Конференция традиционно выступила площадкой для обсуждения сотрудничества специалистов научных и промышленных предприятий авиационной отрасли: так, коллеги из филиала «Региональные самолеты» ПАО «Яковлев» рассказали об основных результатах исследований в области аэродинамики за последний год, проведенных совместно с ЦАГИ.

Также в мероприятии приняли участие представители МФТИ, МАИ, ИПМех РАН, ИТПМ СО РАН, НЦВ «Миль и Камов» и др. Тематика докладов охватила широкий спектр направлений: аэродинамика летательных аппаратов, аэроакустика, экспериментальные и расчетные исследования, проектирование моделей для испытаний и т.д.

Научно-техническая конференция по аэродинамике – ежегодное отраслевое мероприятие, в котором принимают участие сотни российских специалистов. Оно объединяет ученых и инженеров, работающих в области аэродинамики, и предоставляет возможность для открытого обсуждения полученных результатов, определения направлений и путей развития в будущем.

 

Источник информации и фото: пресс-служба ЦАГИ