В сентябре в рамках IV Международного культурного форума в Ульяновске состоятся несколько мероприятий проекта «Ниже Нижнего» (г. Нижний Новгород) – победителя конкурса 2013 года «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда Владимира Потанина. Анна Гор, директор Приволжского филиала Государственного центра современного искусства, рассказала о современном искусстве, о выставке «Ниже Нижнего», которая приедет в Ульяновск осенью, и о запланированной в рамках Форума дискуссии «Имена и переименования», на которой она выступит спикером.

- Современное искусство в России стремительно развивается, что изменилось за последние несколько лет в развитии этого направления? Насколько большая аудитория у современного искусства в России сегодня?

- Современное искусство – это не всякое искусство, созданное здесь и сейчас. Это, скорее, интеллектуальная практика, размышление, «упакованное» автором в визуальную форму. Она может быть абсолютно разной – от привычной живописи до обычных предметов, помещенных в непривычный контекст (их называют реди-мэйд), от скульптуры разного  размера до рисунков на стенах городских домов (стрит-арт)... Поэтому необходимо понять современное искусство, научиться с ним взаимодействовать, находить в этом особого рода удовольствие, думать и интерпретировать – ведь это удовольствие тех, кто готов развиваться.

В современной России есть несколько центров, где авторы и институции через современное искусство меняют ситуацию – это, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, Екатеринбург, Нижний Новгород, Пермь, Новосибирск, Самара, Калининград, Краснодар. К ним в последние годы присоединились Воронеж, Томск, Владикавказ, Казань, и география постоянно расширяется. Растет и аудитория выставок современного искусства, прежде всего за счет лучшей части молодежи – ориентированной на размышления, не боящейся сложностей и новых знаний. Постоянно появляются новые художники. Международная московская биеннале  молодого искусства раз в два года, в середине лета, представляет лучших из них в Москве.

- Проект «Ниже Нижнего»победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющимся мире», какие другие проекты были представлены в этом конкурсе и почему победителем стала именно выставка «Ниже Нижнего»?  

- Ежегодно на конкурс «Меняющийся музей в меняющимся мире» поступает до 400 заявок со всей страны, а победителей – около 20. То есть это сложное и престижное соревнование. Не раз в нем побеждали проекты из Ульяновска, заповедника «Родина Ленина». Выставка «Ниже Нижнего» – победитель прошлого года в авторской номинации, поскольку ее автор и куратор Евгений Стрелков уже ранее получал гранты в этом конкурсе. Таких, авторских, грантов ежегодно дают всего один или два, поскольку критерии там более высокие, и задачи перед опытными музейными проектантами стоят более сложные. Например, проект должен непременно иметь сетевой характер – то есть связывать между собой  партнеров разных территорий. Этому критерию отвечает, например,  победитель этого года в той же номинации – биеннале инновационного текстиля «Изобретая моду» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.

- О чем для вас «Ниже Нижнего»? Какую основную мысль в себе несет этот проект, на ваш взгляд?

- Это выставка о нескольких вещах, важных для современного человека. О том, что  мир глобален, но каждое место – уникально, имеет свою историю, свои легенды и неповторимость. О том, что идентичность человека, то есть «привязка» к месту, где человек родился, живет, реализуется, формирует его как личность. О том, что к  истории, в том числе локальной, надо относиться критически – то есть без лишнего пафоса, рефлексивно, постоянно размышляя о том, «чему эта сказка учит». А самоирония, которой много и в тексте, и в экспозиции «Ниже Нижнего» – это вообще важная составляющая современного сознания.

Понимать  историю можно по-разному. Хорошо бы знать исторические факты, но их трудно добыть, они покоятся под наслоениями мифов. Поэтому мифы часто принимают за факты. А здесь, на выставке, одни только мифы – посмотрите на них и проверьте свое восприятие  истории.

- Как вы считаете, насколько краеведение интересно сегодня, пусть даже в таком виде, в каком оно представлено на выставке «Ниже Нижнего»?

- История своего места, краеведение – это наиболее близкая нам история, она не из учебников, а из жизни – когда построен именно ваш дом, кто из выдающихся людей жил на соседней улице, почему нужно восстановить взорванный собор – это память не всеобщая, а наша, нашей семьи, близких людей. Из этого складывается чувство истории, без которого и национальная, и всеобщая история остается пустым звуком.

- Какую реакцию у жителей городов, куда вы привозите «Ниже Нижнего», вызывают необычные «экспонаты» выставки? С какими мыслями люди уходят?

- Экспонаты выставки, как правило, вызывают у зрителей заинтересованную улыбку, иногда даже смех. Иногда – вопросы, на которые могут ответить и волонтеры-экскурсоводы, и тексты аннотации, да и сами зрители, если начнут рассуждать – мне приходилось видеть, как это прямо на выставке происходит. С каким мыслями люди уходят - не знаю, главное, чтобы уходили с мыслями!

- В рамках IV Международного культурного Форума пройдет дискуссия «Имена и переименования», о чем будет эта дискуссия, расскажите, пожалуйста, подробнее? Каких результатов вы ждете от этих обсуждений?

- Дискуссия – не инструмент принятия решений, это инструмент побуждения к размышлениям. Поэтому результатов от круглого стола «Имена и переименования» нужно ждать в аспекте дальнейшего обсуждения темы, для Ульяновска актуальной. Здесь, кстати, эта проблема обсуждалась многократно. Эта тема поднималась в городе Киров, бывшей Вятке. Кстати, был сделан интересный вывод – город в настоящий момент имеет двойное имя. Его люди называют то Вяткой, то Кировом – в зависимости от контекста разговора. И учреждения многие называются со словом «вятский» – Вятский гуманитарный университет, например. Это проблема связана с коллективной памятью, с историей городских успехов, с осознанием того – кто мы. Это и предстоит выяснить в Ульяновске.  

- Как вы считаете, насколько актуальна тема Форума, выбранная нами в этом году, «Культура и инвестиции: региональный аспект»?

- Как инвестиции давно уже пора рассматривать саму культуру – это и есть самая важная инвестиция в человека, это способ формирования личности. С другой стороны, в то, чтобы она выполняла эту функцию, в культуру, причем понимаемую максимально широко, тоже нужно немало вкладывать. Это медленно, но происходит. Есть уже десятки регионов, которые осознали не просто потребность во вложениях в культуру, а пришли к пониманию культурной политики, учитывающей традиции и особенности развития, задачи обновления и свою роль на общероссийской сцене. Они и будут делиться опытом, полезным для всех остальных.

Источник: Фонд креативных индустрий Ульяновской области