Название изображения

По словам директора Института Михаила Шунькова, эта игла — самое древнее орудие подобного рода, известное мировой археологии. Можно утверждать, что Алтай был одним из центров формирования и становления культуры человека современного физического облика.

Название изображения

Обнаруженная в раскопках игла превышает в длину ранее найденные экземпляры почти вдвое: 7,6 см против 4 см (в среднем). Предположительно она была изготовлена древним человеком — алтайским денисовцем — из кости большой птицы. Игла сделана по самой прогрессивной по тем временам технологии, она достаточно острая и тонкая, в ней есть искусственно просверленное маленькое ушко для нити.

Название изображения

Находка подтверждает, что уже 50 000 лет назад, на самой заре человечества алтайские люди шили себе одежды из шкур, что говорит о весьма высоком уровне их организации жизни.

Ранее было принято считать, что «высокие технологии» древности были принесены людьми в Сибирь и на Алтай переселенцами из Европы, которые вытеснили живших здесь неандертальцев. Однако в случае с Денисовой пещерой группой сибирских ученых, возглавляемой академиком Анатолием Деревянко, было доказано, что в пещере почти 100 000 лет жили представители отдельной ветви человечества — Homo sapiens altaiensis — алтайский, или денисовский человек.

Название изображения

Открытие было сделано в 2010 году после генетического анализа найденного в пещере фрагмента пальца древней девочки. Анализ показал, что жившие в пещере на протяжении десятков тысячелетий люди не относятся ни к кроманьонцам, ни к неандертальцам, ни к сапиенсам. Денисовцы представляли собой особую расу или вид, они были генетически ближе к неандертальцам, однако скрещивались и с Homo sapiens, а их гены сохранились в современном человечестве.

Название изображения

Денисова пещера находится в одной из гор Алтая в 250 километрах от Бийска в долине реки Ануй. Ее площадь — 270 квадратных метра. Сегодня к пещере приковано внимание ученых разных специальностей, занимающихся древнейшей историей человечества. По количеству и значимости найденных артефактов Денисову пещеру сравнивают с Египетскими пирамидами. Возраст наиболее древних находок в пещере — около 280 тысяч лет. Археологами вскрыто 22 литологических горизонта, соответствующим разным культурным эпохам. Игла найдена в 11-м слое Денисовой пещеры, и, по мнению археологов, это не последняя находка.

Название изображения

Главный вывод, который можно сделать, — найденная в пещере игла, как и другие артефакты, не могла быть принесена сюда «иноплеменником», а сама технология родилась именно здесь. Таким образом, получил фактическое подтверждение тезис, что одним из центров развития цивилизации находился на российском Алтае.

Название изображения

Список сюжетов и публикаций о Денисовой пещере:

Российская газета: «На Алтае нашли самую древнюю в мире иглу»
Россия 24: «До сих пор острая: на Алтае нашли швейную иглу, которой более 50 тысяч лет»
Россия 1: (тот же сюжет, что и на Россия 24)
Информационный телевизионный канал «Город» (Алтайский край), программа «Наши новости»: «Как древняя швейная принадлежность может переписать учебники истории?»
НТВ: «На Алтае нашли древний след исчезнувшей ветви человечества»