Институт физики микроструктур РАН (ИФМ РАН) образован 28 сентября 1993 года постановлением Президиума РАН №173. Спустя 23 года ИФМ РАН вошел в состав образованного с его участием «Федерального исследовательского центра Институт прикладной физики Российской академии наук» (ФИЦ ИПФ РАН) на правах филиала.

Фото пресс-службы ИФМ РАН

Директором-основателем института является академик С.В. Гапонов. С 2009-го по 2020 год институт возглавлял член-корреспондент РАН З.Ф. Красильник. В течение последующего года временно исполнял обязанности директора профессор В.И. Гавриленко, а в октябре 2021 года институт возглавил д.ф.-м.н. А.В. Новиков. В институте трудятся более 300 человек, в том числе 200 научных сотрудников, среди которых один академик, три члена-корреспондента РАН, 28 докторов и 96 кандидатов наук. Средний возраст научных сотрудников 45 лет.

ИФМ РАН хорошо известен в стране и за рубежом своими фундаментальными исследованиями и прикладными работами в области технологии и диагностики твердотельных микро- и наноструктур, многослойной оптики рентгеновского и ультрафиолетового диапазонов, кремниевой оптоэлектроники; спектрометрии и электроники терагерцового диапазона, физики магнитных наноструктур, физики сверхпроводников. Сегодня в институте ведутся работы по созданию отечественного рентгеновского литографа для микроэлектроники, рентгеновского микроскопа для биологических исследований, кубита на основе кремниевых гетероструктур, элементов магнитной и сверхпроводниковой наноэлектроники, новых источников излучения ИК- и ТГц-диапазонов, приборов для медицинской диагностики. Исследования ведутся в тесном сотрудничестве с российскими и зарубежными образовательными и научными организациями, с организациями Росатома, Ростеха и др. Самое современное научное оборудование ИФМ РАН собрано в центре коллективного пользования «Физика и технология микро- и наноструктур», на уникальном научном стенде «Фемтоспектр».

В ИФМ РАН всегда уделялось большое внимание подготовке научных кадров. С 2004 года в институте работает межфакультетская базовая кафедра «Физика наноструктур и наноэлектроника» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. ИФМ РАН имеет аспирантуру и диссертационный совет, за годы работы которого 14 сотрудников института успешно защитили докторские диссертации, 76 – кандидатские.

Брендом института стал ежегодный международный симпозиум «Нанофизика и наноэлектроника». За почти 30-летнюю историю проведения симпозиум стал одним из крупнейших в России научных мероприятий в области физики твердотельных микро- и наноструктур.

Коллектив ИФМ РАН полон творческих планов, новых идей и с оптимизмом смотрит в будущее!

Информация и фото предоставлены пресс-службой ИПФ РАН