Асторономы из Венгрии и США, под руководством профессора Лайоша Балацса (Lajos Balazs) из обсерватории Конкоя в Будапеште, открыли самое большое из известных на данный момент явлений во Вселенной — кольцо гамма-вспышек диаметром в 5 млрд световых лет, расположенное в 7 млрд световых лет от Земли. Статью об этом, опубликованную в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, пересказывает сайт UPI.

Гамма-вспышки — ярчайшие электромагнитные явления во Вселенной, которые возникают в результате взрывов сверхновых. До сих пор каждая такая наблюдаемая в космосе вспышка была связана с одной конкретной галактикой. Значит, в данном случае, мы, видимо, имеем дело с гигантским кольцом галактик. Или гигантской сферой, которая для нас сбоку выглядит, как круг. Во втором случае эти гамма гамма-вспышки должны были происходить с интервалом в 250 млн лет, что по сравнению с возрастом Вселенной немного.

Как бы то ни было, если наблюдаемое явление действительно представляет собой единую пространственную структуру, это заставляет усомниться в общепринятой до сих пор модели возникновения и развития Вселенной в результате «Большого взрыва». Ведь она (модель) предполагает, что вещество во Вселенной должно быть распределено равномерно, без его массивных сгущений в каком-либо месте. Тогда максимальный размер любого космического объекта не должен превышать 1,2 млрд световых лет. А загадочное кольцо, как мы видим, имеет в три раза больший диаметр.

«Если мы правы, эта структура противоречит современной научной модели Вселенной, — сказал Балацс. — Мы были очень удивлены, когда нашли что-то настолько большое — и до сих пор не понимаем, как оно вообще может существовать».

Астрономы собираются продолжать исследования и либо найти загадке объяснение в рамках ныне принятых теорий, либо скорректировать их.

Это не первое за последнее время открытие в астрономии, грозящее перевернуть сложившиеся представления. Напомним, недавно в 22 млрд световых лет от Земли, в центре одной галактики нашли аномально крупную черную дыру, которая там тоже, теоретически, никак не может находиться.