Ученые из Манчестерского университета изучили десмосомы и выяснили, каким образом эти клетки скрепляют ткань человеческой кожи. Подробности их исследования опубликованы в PNAS.

Десмосомы, которые также называют пятнами слипания, дают возможность группам клеток функционировать, как структурным единицам. Именно они обеспечивают прочность кожи, а их ослабление может приводить к кожным и сердечным заболеваниям. Поэтому, естественно, ученых всегда интересовало, каким образом десмосомы делают ткани тела такими прочными. Раньше считалось, что они более жесткие, чем другие клетки. Теперь же исследование микробиологов из Манчестерского университета показало, что десмосомы, наоборот, более гибкие, чем другие клетки.

Ученые под руководством доктора Лидии Табернеро (Lydia Tabernero) смогли создать компьютерную модель десмосом. В десмосомах содержатся особые белки, как раз помогающие им соединять ткани. Исследователи выделили эти белки и смогли таким образом получить нужные им молекулы. Они подвергли их рентгеновскому рассеянию, компьютерному и биофизическому анализу, и в результате получили модель молекулы, которая оказалась совсем не такой, как предполагалось.

На компьютерной модели видно, что клетки десмосом более упорядоченные по сравнению с другими, а их упорядоченность достигается как раз за счет их гибкости. Удивительно еще и то, как отметила доктор Табернеро, что десмосомы ослабевают, когда происходит заживление раны или идет развитие эмбриона, то есть в тех ситуациях, при которых ткани должны расти, а во взрослых здоровых тканях они укрепляются, но сохраняют при этом гибкость. Некоторые биологи уже назвали это открытие революционным.

Сама доктор Табернеро сказала следующее: «Это было очень сложное исследование, но сложнее всего было осмыслить его результат, так как он противоречил всем нашим ожиданиям. Мы были очень удивлены, обнаружив гибкость этих молекул, и для того, чтобы быть уверенными в своих выводах, мы тестировали их самыми разными способами».