3 мая 1469 года родился Никколо Макиавелли

Великий итальянец, родившийся в 1469 году во Флоренции, прославился как политик и политический философ. Его перу принадлежат поэма «Золотой осел», трактаты «О военном искусстве», «История Флоренции», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».  Человек с говорящей фамилией – в переводе с итальянского Макиавелли –  это «вредный гвоздь» – получил замечательное классическое образование. С этим классическим образованием можно было заняться чем угодно, но он выбрал неблагодарную и дурно оплачиваемую государственную службу. Во Флорентийской республике он занимался военными и дипломатическими делами, отвечал за оборону города. Именно тогда Макиавелли приобрел бесценнное знание человеческой психологии и  изучил опыт политических институтов разных правителей. Именно в этот период Макиавелли  выдвинул идею всеобщей воинской повинности, пережившую шесть веков: он не доверял наемникам, и считал, что защищать родину должно ополчение, сформированное из граждан.

В 1512 году Медичи вернули себе власть над Флоренцией, и республику отменили. Макиавелли попал в опалу, удалился в поместье близ Флоренции и полностью отдался политической философии. Для философии Макиавелли характерен эмпиризм, то есть убеждение, что все наше знание основывается на опыте. Имморализм, то есть убеждение в относительности добра и зла, убеждение в слабости и несовершенстве человеческой породы. Пресловутый макиавеллизм, то есть проще говоря, цинизм и убеждение, что цель оправдывает средства, а в политике все решает выгода и сила не вполне соответствует реальным взглядам Макиавелли. Это не более чем имидж, а он сформировался оттого, что Макиавелли был честен и называл вещи своими именами. В своей знаменитой книге «Государь» Никколо Макиавелли писал: «Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу». «С врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю». «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает».