Как «стареет» микробиота кишечника вместе с хозяином и какую пользу может извлечь наука из этого знания? Об этом рассказала главный научный сотрудник, руководитель отдела молекулярной микробиологии и биоинформатики Научно-исследовательского института системной биологии и медицины Роспотребнадзора член-корреспондент РАН Елена Николаевна Ильина на Научном совете РАН «Науки о жизни. Как жить долго и быть здоровым» по теме «Фундаментальные основы геронтологии и гериатрии». Дискуссия состоялась в Москве 17 апреля 2024 г.

Е.Н. Ильина отметила, что в 2023 г. группа зарубежных исследователей, в 2013 г. опубликовавшая систематический обзор признаков старения, добавила в этот перечень дисбиоз.

«Самый большой вклад в изменения микробиоты <…> вносит старение иммунной и нервной систем», — сообщила Е.Н. Ильина. Ученый обратила внимание на подострое системное воспаление в организме, характерное для пожилых людей и формирующееся ближе к 70 годам, которое оказывает влияние на состояние микробиоты кишечника.

Е.Н. Ильина рассказала о научных работах, позволяющих проследить связь между микробиотой кишечника и продолжительностью жизни человека. Ученый привела в качестве примера исследование микробиоты долгожителей китайского города Цзяолинь, авторы которого предположили, что важным драйвером долголетия являются лактобактерии.

«Данные о том, что мы наблюдаем перестройки в метагеноме кишечника человека и можем выделить некие паттерны, характерные для долгожителей, открывают нам определенное окно возможностей для воздействия на процессы старения», — подчеркнула исследователь, заметив, что подобные манипуляции должны проводиться в комплексе с другими мерами. Е.Н. Ильина обратила внимание на эксперимент по пересадке здоровой микробиоты от молодых мышей их преждевременно постаревшим сородичам, позволивший замедлить старение мышей с патологией.

«Любые воздействия, которые мы прикладываем к нашей микробиоте, не могут быть резкими, потому что это система, обладающая огромным потенциалом стабильности», — добавила  Е.Н. Ильина.