21 марта в Российской академии образования (РАО) состоялся II Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете». Форум стал частью комплекса мероприятий, проводимых РАО в честь Года педагога и наставника в Российской федерации, 80-летия РАО и 200-летия со дня рождения основателя отечественной научной педагогики К.Д. Ушинского. Участники сформулировали ключевые направления развития педагогической науки в России, в частности, обсудили модели и технологии подготовки педагогических кадров, механизмы мотивации к выбору профессии учителя для молодежи, цифровые инструменты педагогического образования и роль российского классического университета.

В форуме приняли участие президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева; главный ученый секретарь президиума РАО, декан факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Стефанович Басюк; заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Владимирович Афанасьев; член-корреспондент РАО, научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО, директор института педагогики СПбГУ Елена Ивановна Казакова и другие представители профильных федеральных органов исполнительной власти, академики и члены-корреспонденты РАО, ректоры российских классических и педагогических университетов, руководители научных центров и инновационных площадок РАО, молодые специалисты. 

Президент Российской академии образования О.Ю. Васильева на II Всероссийском форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете»

Президент Российской академии образования О.Ю. Васильева на II Всероссийском форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете»

Фото: Марианна Еркнапешян / «Научная Россия»

Президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева в своем вступительном слове поприветствовала участников и рассказала о ключевых задачах форума. «2023 г. объявлен президентом РФ Годом педагога и наставника, это лучше всего говорит о том, как важна миссия наставников в нашем обществе. Сегодня мы будем обсуждать ведущие профессиональные школы, говорить о достижениях и о том, что нужно сделать для дальнейшего развития. Наша задача сейчас — обобщение колоссального опыта педагогических школ и педагогов-новаторов, современников, профильных вузов и институтов. Мы должны сохранять лучшие традиции отечественной педагогики. В этом году мы будем говорить о воспитании будущих педагогов, ведь именно от ценностной основы личности педагога зависит практически все. Как сказал К.Д. Ушинский, ”воспитание — это передача нравственного опыта”. Системе высшего образования нужны не только разговоры о воспитании, но и новые формы и методы», — подчеркнула руководитель РАО. 

В приветственном слове заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Владимирович Афанасьев затронул тему изменения системы уровней высшего образования, которую президент РФ анонсировал в послании Федеральному собранию.  

«В системе выделяется единый базовый уровень образования — специалитет. Будут выделены вторые уровни углубленного образования: магистратура и аспирантура, направленные на подготовку научных кадров. За этими простыми терминами лежат фундаментальные изменения, которые необходимо реализовать. Мы должны ответить на вопросы: в каком случае и для каких программ необходимо увеличение сроков обучения? Зачем нужны дополнительные годы, и чем они будут наполняться? Что получат страна, выпускники и система образования, получив этот дополнительный ресурс? Является ли магистратура обязательным требованием освоения исследовательских методов для поступления в аспирантуру? Это все требует обсуждения с экспертами РАО для последующего закрепления в стандартах», — сказал Д.В. Афанасьев. 

Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Д.В. Афанасьев на II Всероссийском форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете»

Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Д.В. Афанасьев на II Всероссийском форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете»

Фото: Марианна Еркнапешян / «Научная Россия»

Программа первого дня форума включила пленарное заседание, дебаты молодых ученых «Педагогическая наука в зеркале будущего» и 13 тематических секций, посвященных педагогической миссии российского классического университета, методикам воспитания будущих учителей и популяризации профессии. 

В частности, секция 2 «Воспитание будущего учителя: программы, системы, технологии» посвящена актуальным вопросам совершенствования содержания, технологий воспитания при подготовке будущих учителей в классическом университете. Представители региональных образовательных организаций поделились эффективными практиками воспитания студенческой молодежи. 

«Ценность воспитания для педагогического образования не только в том, что это период взросления и обретения ”самости” у молодых специалистов. Чтобы научить будущего педагога воспитывать детей, мы не можем игнорировать вопрос его воспитания. Когда молодой педагог приходит в школы, а у его нет опыта социально-активного поведения, передать его и помочь сформировать его у тех, с кем он работает, он не сможет. Если у молодого преподавателя не сформирована система ценностей, то ожидать, что он сможет сформировать ее у тех, кто младше, тоже не стоит. Сегодняшняя площадка посвящена воспитанию», — сказала доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования НГПУ и модератор секции Татьяна Александровна Ромм.

Секция 3 представлена темой «Использование цифровых инструментов в подготовке будущих педагогов». Эксперты обсудили внедрение новых технологий в образовательный процесс. Доктор педагогических наук, профессор департамента информатики, управления и технологий Института цифрового образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» Ольга Юрьевна Заславская, говоря о роли иммерсивных технологий в учебном процессе, процитировала К.Д. Ушинского: «"Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью". Мне кажется, что наши иммерсивные технологии позволяют не утомляться, а с интересом бежать на каждое занятие».

В рамках 13 секции «Трансформация высшего педагогического образования (переходный период от Болонского процесса к отечественной системе педагогического образования)» эксперты обсудили пути развития высшего педагогического образования в современной России. В формате свободного микрофона спикеры и участники обменялись мнениями по вопросам реализации двухуровневого педагогического образования в России, целях и задачах системы высшего педагогического образования. 

2023 г. стал личной датой для РАО:  80 лет назад, в 1943 г., было подписано Постановление Совета народных комиссаров об организации Академии педагогических наук РСФСР, которая занималась научной разработкой вопросов педагогики, психологии и подготовкой научно-педагогических кадров. Сегодня РАО продолжает эти традиции. 

II Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете»

II Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете»

Фото: Марианна Еркнапешян / «Научная Россия»

22 марта II Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете» продолжит работу согласно программе.

Фото на странице: Марианна Еркнапешян / «Научная Россия»