Самки австралийских птиц красноспинных расписных малюров (Malurus melanocephalus) реже изменяют партнерам, если они часто и слаженно поют дуэтом. Такое открытие сделали ученые из Корнелльского университета (США), под руководством Эммы Грейг (Emma Greig). Их статью об этом, опубликованную в журнале Biology Letters, пересказывает сайт(e) Science News.

Орнитологи изучали популяцию красноспинных расписных малюров в окрестностях Квинсленда (Австралия). Генетический анализ показал, что 60% птенцов из гнезд этих птиц несут в себе ДНК других самцов — не тех, с кем их матери строили гнезда. Таким образом, Malurus melanocephalus массово изменяют своим партнерам, однако же не все и не всегда. От чего это зависит?

В качестве первой гипотезы, ученые предположили, что самые агрессивные самцы эффективнее удерживают своих подруг от измен. Для этого они ставили в кустах муляжи «чужих самцов» и включали аудиозаписи их песен, наблюдая при этом за реакцией хозяина территории. Некоторые самцы и впрямь вели себя более угрожающе в отношении потенциального «соперника», чем другие, однако на количество чужих птенцов в их гнездах это никак не влияло.

Однако, просматривая видеозаписи реакции птичьих «семейных пар» на появление чужаков, Грейг с коллегами обнаружили другую интересную зависимость. Те пары, которые быстрее начинали петь дуэтом, и делали это чаще, оказались более «крепкими»: генетический анализ птенцов из их гнезд показал, что они изменяли друг другу реже.

Причем реже изменяли в этом случае конкретно самки. Самцы продолжали иногда «ходить налево» — что естественно, поскольку они от природы «запрограммированы» на то, чтобы распространять свои гены как можно шире.

«Большой вопрос состоит в том, как животные принимают решения о спаривании. Наши результаты показывают, что самки решают, кому из самцов изменять. Либо на них влияют песни самцов, либо, напротив, они показывают свой выбор, исполняя песни со своими самцами чаще или реже. Нужны дальнейшие исследования, чтобы выяснить, какая из этих альтернатив верна», — сказал Дэниел Балдассар (Daniel Baldassarre), один из авторов работы, ныне сотрудник Университета Майами.

Отметим, что в последнее время мы узнали много интересного о личной жизни других птиц — амадин. Так, ученые выяснили, что гульдовы амадины выбирают партнера левым полушарием, а их зебровые собратья стараются выходить замуж исключительно по любви.