Ученые из Института орнитологии им. Макса Планка в Зеевизене (Германия), под руководством доктора Малики Иле (Malika Ihle) разобрались в критериях, по которым самки птиц зебровых амадин (Taeniopygia guttata) выбирают себе супругов. Результат оказался неожиданным и трогательным. Статью немецких ученых, опубликованную в журнале PLOS Biology, пересказывает сайт журнала Science.

Принципы, которыми «слабый пол» у зебровых амадин руководствуется при выборе партнера, до сих пор оставались для орнитологов загадкой. Наблюдения показывали, что физические параметры — такие как длина хвоста, определенные детали окраски и т.п. — не играют здесь принципиальной роли. Иначе говоря, самки данного вида выбирают супруга не за силу и красоту. Но тогда на что же они ориентируются? Выдвигались две основных теории: генотип самцов и их поведение. Чтобы выяснить, какая из гипотез правильная, команда доктора Иле поставила серию экспериментов.

В них 160 зебровых амадин содержались в неволе, группами по 20 самцов и 20 самок. Когда у птиц формировались пары, ученые оставляли половину из них как есть, а другую половину перемешивали, так, что каждой птице доставалась чужая «жена» или «муж». Птицы, по-видимому, интерпретировали это так, что выбранный ими партнер умер и теперь им нужно строить отношения с другим.

Выяснилось, что такие «браки не по любви» получаются заметно менее счастливыми. Птицы в них меньше спариваются, чаще «изменяют» друг другу, а, отложив яйца, хуже заботятся о потомстве, из-за чего птенцы таких родителей чаще погибают.

Причем погибают они не в силу врожденной слабости, а именно из-за плохого ухода родителей — ученые доказали это, меняя яйца в разных гнездах местами. Отсюда следует вывод, что потомство «несчастливых» пар с генетической точки зрения ничем не хуже, чем у «счастливых». То есть, генетика тут не при чем, и самки выбирают самцов, ориентируясь именно на их поведение. Так же как мы ищем себе в пару человека, имеющего с нами много общих интересов, и с которым нам комфортно.

Поведенческий эколог Саша Дэлл (Sasha Dall) из университета Эксетера (Великобритания) назвала открытие коллег «захватывающим». «Обычно у животных подобные факторы не играют столь большой роли в выборе полового партнера», — отметила она.

По всей видимости, этот пример демонстрирует нам эволюционные преимущества любви: она позволяет строить счастливую семью, в которой дети растут более здоровыми.

Что же касается зебровых амадин, то эти птицы являются популярным объектом исследований у ученых. В результате мы уже узнали, что Taeniopygia guttata поют просто ради общения, а их птенцы, испытавшие стресс в детстве, предпочитают учиться не у своих родителей, а у других членов стаи.