Слухи об открытии гравитационных волн: ждем 11 февраля

Утверждается, что ученые на лазерном детекторе LIGO в США обнаружили гравитационные волны от слияния двух черных дыр.

В соцсети попало сообщение Клиффорда Буржеса (Clifford Burgess), физика-теоретика из Университета МакМастер (Канада) и Института теоретической физики Периметр около Ватерлоо, о том, что 11 февраля в журнале Nature будет опубликованы результаты наблюдения гравитационных волн группой на детекторе LIGO (США). При этом он сослался на знакомых, якобы видевших рукопись статьи. Один только слух об открытии такого масштаба взбудоражил научный мир. Подробности сообщает Science.

Уже несколько недель в интернете циркулирует информация о том, что в обсерватории лазерного интерферометра гравитационных волн LIGO обнаружили гравитационные волны. LIGO представляет собой две обсерватории с одинаковыми лазерными интерферометрами длиной 4 км каждый. Предполагается, что они способны зафиксировать очень слабые эффекты от масштабных астрофизических событий, таких как слияние двух черных дыр или коллапс сверхновой. Теорией предсказано, что такие события, вызываемые очень массивными объектами, должны образовывать гравитационные волны в виде складок пространства-времени.

Клиффорд Буржес оговорился, что сам он статью физиков LIGO не видел, но он долгое время находился рядом и со слов коллег ему стало известно о готовящейся публикации. Более того, эти коллеги уверяли, что расчеты представляются вполне качественными. И далее Бурджес говорит, что слухов ему встречалось немало на его академическом пути, и этот представляется ему одним из достоверных.

Буржес написал email в департамент физики Университета МакМастер и своим студентам, чтобы оповестить их о выдающемся открытии. Изображение этого письма опубликовал в твиттере коллега Буржеса.

Как сообщается в письме, авторы открытия наблюдали две черные дыры, 29 и 36 масс Солнца, сливающиеся друг с другом. Статистическая значимость сигнала предположительно очень высокая и соответствует пяти сигмам, а это позволяет физикам заявить об открытии. Еще один слух, менее достоверный, содержит информацию об обнаружении гравитационных волн от более чем одного источника.

Ранее LIGO не удавалось зафиксировать гравитационные волны из-за низкой чувствительности оборудования. На модернизацию детекторов ушло восемь лет и 200 млн долларов. Наблюдения возобновились в сентябре 2015 года.

Физики давно мечтают обнаружить гравитационные волны. Для этого нужно очень чувствительное оборудование. К примеру, исследовательский зонд для поиска гравитационных волн разместили на спутнике Европейского космического агентства Lisa Pathfinder, который был запущен в космос в декабре 2015 года. Еще одна наземная обсерватория Virgo, подобная LIGO, располагается в Италии.

Если обнаружение гравитационных волн подтвердится, это станет выдающимся научным открытием, которое откроет новые горизонты исследований, а его авторам принесет Нобелевскую премию.

advanced ligo гравитационные волны черные дыры