Самки комаров точно чувствуют температуру окружающих объектов

Однако настройку их рецепторов можно полностью сбить, отключив один конкретный ген.

Самки комаров чувствуют температуру окружающих объектов с точностью до 2,5°C, однако их температурные рецепторы можно полностью сбить, отключив в их геноме всего один конкуретный ген. Такое открытие сделали биологи из Рокфеллеровского университета (США), под руководством профессора Лесли Воссхолла (Leslie Vosshall). Их статью, опубликованную в онлайн-журнале eLife, пересказывает сайт (e) Science News.

Способность тонко различать температуру окружающих объектов критически важна для самок комаров, ведь им нужно искать теплокровных млекопитающих, чтобы выпить у них кровь и обеспечить энергией свое потомство. В то же время, объекты со слишком высокой температурой, напротив, должны их отпугивать — в противном случае они бы рисковали, например, сгореть в пламени конфорки.

Чтобы выяснить, насколько чувствительны температурные рецепторы самок комаров, Воссхолл с коллегами сажали их в боксы, в которые ставили пластинки, нагревавшиеся до разных температур. Установленные в боксах камеры фиксировали, на какие из пластинок садятся комары.

Оказалось, что температура до 40°C привлекает комаров, а выше этого предела — уже отталкивает. Регулируя температуру пластинок, ученые выяснили, что комарихи четко различают разницу максимум в 2,5°C.

Однако после того, как ученые заблокировали у самок комаров один ген TRPA1, который, как уже было установлено ранее, тесно связан с восприятием температуры, настройка полностью сбивалась и насекомые начинали массово садиться на пластинку, нагретую до слишком высокой температуры в 50°C.

Это исследование имеет не только теоретическое значение, хотя исследование подобных механизмов очень интересно. Есть и другой важный аспект. «Разобравшись в том, как кровососущие насекомые ищут жертв с нужной температурой тела, и охарактеризовав особенности такого поведения, мы сможем разработать новые ловушки, в которые будут попадать комары-переносчики опасных болезней», — рассказал Роман Корфас (Roman Corfas), студент из лаборатории Воссхолла и один из авторов исследования.

Напомним, что, согласно последним исследованиям, то, как сильно вас «любят» комары, определяется особенностями вашего генотипа. С другой стороны, именно генная инженерия открывает один из самых перспективных путей в борьбе с переносимой комарами малярией. И, кстати, знайте, что ключ к вкусовым предпочтениям комаров лежит в генетических особенностях человека — так что среди нас есть везунчики, которых комары практически не кусают.

ген trpa1 самки комаров температура