Исследователи из Европейской лаборатории молекулярной биологии в Гейдельберге (Германия) под руководством Петра Стрнада (Petr Strnad) разработали микроскоп, который позволяет получить изображение эмбрионов человека и животных в первые часы их жизни, при этом оказывая щадящее воздействие на живой материал. Разработка может быть использована для решения многих актуальных вопросов клеточной биологии. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Methods, а его обзор представлен в Science.

Несколько лет назад наш портал рассказывал об эксперименте японских ученых, получивших в лаборатории вначале яйцеклетку и сперматозоиды из стволовых клеток мышей, а затем вырастивших из этого материала полноценных детенышей.

Объектом нового исследования стали эмбрионы мыши на стадии зиготы. При этом ученые смогли «заглянуть» в самые ранние моменты деления оплодотворенной яйцеклетки, чего по техническим причинам не удавалось ранее, и определили момент, когда происходит разделение клеток эмбриона по структурному типу.

Дело в том, что эмбрионы млекопитающих, как мыши, так и человека, очень чувствительны к воздействию яркого света, используемого в стандартных микроскопах высокого разрешения. Технология light-sheet, реализованная в новом устройстве, позволяет избирательно осветить лишь тонкий слой эмбриона, сохраняя стабильную температуру в среде их роста.

Изобретение позволило ученым усреднить различия между отдельными эмбрионами и составить типичную картину развития мышей. Они установили, что первая дифференциация типов клеток в зиготе наступает на стадии формирования 16 клеток. Ученые рассказывают, что в момент, когда восемь клеток эмбриона делятся, они разделяются на условную «внутреннюю» часть, из которой в дальнейшем формируется собственно организм животного и «внешнюю», которая образует плаценту.

По словам исследователей, аналогичный метод может быть использован для изучения человека и, наконец, положить конец давнему спору о том, когда же клетки в эмбрионе начинают дифференцироваться в специфические типы клеток.

Ранее портал Научная Россия писал о первом опыте генетической модификации человеческого эмбриона.