Для завершения строительства опытной ядерной электростанции ITER стоимостью в несколько миллиардов долларов потребуется еще пять лет, как минимум. Об этом стало известно на днях после очередного заседания совета стран-участников проекта, включающего США, Катай, страны Евросоюза, Японию, Россию, Индию и Южную Корею. На встрече также был одобрен план работ на 2016, 2017 годы. Об итогах заседания рассказывает Science.
Проект ITER нацелен на получение принципиального нового источника энергии — ядерного синтеза, аналогичного тому, который происходит в ядре Солнца. Эта реакция значима тем, что она выделяет гораздо больше энергии, чем потребляет. Работа в этом в этом направлении ведется уже более 60 лет, однако достичь желаемого результата пока не удается. Ожидается, что строящийся реактор типа токамак тороидальной формы сможет вместить до 840 кубометров раскаленного водорода или плазмы и сможет вырабатывать не менее 500 мегаватт электроэнергии при потреблении 50 мегаватт.
Стартовал проект в 2006 году с расчетной стоимость в €5 млрд. Тогда ожидалось получить первый образец плазмы в 2016. Однако с ходом работ эти цифры быстро менялись — на сегодняшний день расходы на проект оцениваются в €15 млрд, а срок получения первого образца назначен на 2019 г. Официальная дата получения плазмы еще дальше — 2025 г. Строительство ведется в местности Кадараш на юге Франции. Составные блоки поступают со всех стран-участников.
Истинную стоимость проекта невозможно оценить. Изначально 45% расходов взял на себя Евросоюз, на долю остальных стран пришлось по 9% финансирования. В дополнение к сборке компонентов электростанции, которые собираются в Кадараше, каждый партнер должен делать денежный взнос в головную организацию ITER. Эта организация контролирует процессы инженерного проектирования, строительства электростанции, а также отвечает за соблюдение мер ядерной безопасности и приводит их в соответствие с французским законодательством.
«Это было очень важная встреча для нас, и она прошла результативно, — отметил генеральный директор ITER Бернар Биго (Bernard Bigot),возглавивший проект после Осаму Мотодзима (Osamu Motojima). — Каждый участник выразил свою обеспокоенность и, в конце концов, они пришли к соглашению. Совет высказался за финансирование, основанное на наличии ресурсов, но партнерам нужно больше времени, чтобы полностью одобрить этот или другой график и соотнести его с ресурсами, которыми они располагают».
«Мы должны взять расписание с собой и обсудить его с министерством финансов», — заявил Анатолий Красильников, руководитель российского агентства ITER, органа, ответственного за выдачу промышленных контрактов.
Делегаты совета «были очень обеспокоены ходом работ. Но ITER является инновационным проектом, и успех не приходит легко», — подчеркнул Цзяньлинь Цао (Jianlin Cao) вице-министр Министерства науки и технологий КНР.
Читайте также на портале Научная Россия интервью с Валерием Белковым, директором Института электрофизической аппаратуры им. Д.В. Ефремова (Санкт-Петербург), который был среди тех, кто стоял у истоков проекта ITER и принимал самое активное участие в разработках на всех этапах.