Ученые из Англии и Китая впервые доказали, что путешественники, зараженные кишечными паразитами, разносили инфекцию на огромное расстояние по Шелковому пути, сообщает пресс-служба Кембриджского университета со ссылкой на статью в Journal of Archaeological Science: Reports.

Ученые из отдела археологии и антропологии Кембриджского университета под руководством Хуэй-Юань-е (Hui-Yuan Yeh) и Пирса Митчелла (Piers Mitchell) изучили образцы фекалий из уборных возрастом 2000 лет, найденных археологами на территории северо-западного Китая, в провинции Ганьсу, около пустыни Такламахан. Там проходил в древности Шелковый путь, по которому торговцы, исследователи, солдаты и чиновники путешествовали между Восточной Азией и Средним Востоком вплоть до Средиземноморья. Шелковый путь существовал при династии Хань с 202 до н.э. до 220 н.э.

Древние уборные обнаружили китайские археологи Жуйлинь Мао (Ruilin Mao) и Хуэй Ван (Hui Wang). Уборные находились на постоялом дворе Сюаньцюаньчжи (Xuanquanzhi). Это было популярным местом отдыха на Шелковом пути. На раскопках уборной археологи обнаружили предметы личной гигиены — палочки, с одного конца обернутые тканью. Их использовали в качестве туалетной бумаги.

Ученые исследовали под микроскопом фекалии и палочки и обнаружили яйца четырех видов паразитических червей: круглых червей (Ascaris lumbricoides), власоглав (Trichuris trichiura), ленточных червей (Taenia sp.) и китайских печеночных сосальщиков (Clonorchis sinensis).

Печеночные сосальщики — это паразиты класса плоских червей, которые вызывают кишечные боли, диарею, желтуху и рак печени. Они обитают в воде, и зародиться в пустыне Такламакан они никак не могли, а значит, их туда занесли из влажных регионов Китая. К примеру, сейчас эндемичный регион для печеночных сосальщиков расположен в 1500 км от древнего постоялого двора, образцы с которого изучали ученые.

По словам Хуэй-Юань-е, которые приводит пресс-служба, эта работа дала первые археологические доказательства переноса инфекций людьми по Шелковому пути.

Ранее ученые предполагали, что такие болезни как бубонная чума, сибирская язва и проказа переносились древними путешественниками вдоль Шелкового пути, поскольку сходные штаммы микробов были найдены в Китае и Европе. Но прямых доказательств этой гипотезе не было. Теперь они есть.