Машина Z. Источник фото: wikipedia.org

Уходящий год был богат на разнообразные научные открытия: от приземления на комету до расширения генетического алфавита человека. Журнал Science опубликовал свою версию топ-10 наиболее значимых фотографий в области науки. Со многими из событий, запечатленными на этих снимках, рассказывал наш портал.

1. Снимок поверхности кометы Чурюмова-Герасименко, выполненный космическим модулем «Филы» (Philae)

Миссия «Розетта» (Rosetta), проводимая Европейским космическим агентством, стала наиболее заметным событием уходящего года. Проект по непосредственному исследованию кометы был признан Science «научным прорывом года». Это фотография была сделана мобильным модулем «Филы» незадолго до приземления.

2. Возникновение пениса

Как появляется половой член? Не то чтобы многие ученые обсуждали это вслух, но это ключевой этап в развитии большей части живых организмов, живущих на планете. До недавнего времени у биологов не было точных данных по этому вопросу. На этой фотографии запечатлен крошечный эмбрион змеи с крошечными наростами в тех местах, где у змеи могли быть ноги, если бы у змей они были. На самом же деле, они соединятся, чтобы образовать половой член самца змеи. Ученые детально изучили процесс формирования пениса у змей, ящериц, мышей и цыплят. Теперь они знают, когда и как он образуется.

3. Машина Z

В октябре 2014 г. ученые запустили в Сандийских национальных лабораториях в Нью-Мексико (США) удивительный аппарат, названный «Машина Z». Эта установка позволяет проводить наблюдения над веществом при экстремальных температурах и давлении. Ученые обнаружили значительное количество нейтронов — побочных продуктов реакций сплава, появляющихся во время эксперимента. Это не только демонстрирует верность их подхода, но также приближает их к конечной цели — производству большого количества энергии.

4. Два голубых гиганта сливаются в одну звезду

Астрономы выяснили, что одна из наиболее ярких звезд, светящая в соседней звездной группе на самом деле не одна звезда, а две гигантские звезды, постепенно соединяющиеся в одну. Ученым трудно сказать, что произойдет, когда это случится. Одни предсказывают выброс большого количества энергии, другие полагают, что результат будет менее впечатляющим.

5. «Мы плывем на льдине, как на бригантине…»

Два норвежских исследователя встречают Новый год на льдине, дрейфующей в Северном ледовитом океане. Они экипированы исследовательским оборудованием, запасами еды и топлива. В их распоряжении также одно судно на воздушной подушке. Прямо сейчас они плывут к северу вдоль подводного Ломоносовского горного хребта, собирая пробы осадков для того, чтобы сделать выводы о том, какой была окружающая среда в Арктике более 60 млн лет назад.

6. Мать-героиня среди осьминогов

Этой самки глубоководного осьминога не стало в 2011 году, но ученые рассказали о её удивительной судьбе только в этом году. Она высиживала свои яйца беспрерывно 4,5 года. За 53 месяца она ни разу не отлучалась от кладки для того, чтобы поесть. В течение долгого времени она меняла цвет тела от светло фиолетового до призрачно-белого. Как большинство осьминогов женского пола, она умерла после того, как закончилась ее земная миссия — ее потомство было надежно защищено и выжило.

7. Скалы, состоящие из пластмассы

В июне 2014 г. ученые сообщили об удивительной находке, сделанной на Гавайях — скале, состоящей из пластмассы и органических веществ, таких как песок и коралл. Открытие показывает, что деятельность человека может менять окружающую среду сильнее, чем мы можем предположить, и порой неожиданным образом.

8. Племя, не общавшееся с незнакомцами, вышло на контакт

В этом году жившее изолированно амазонское племя сделало важный шаг и вышло на контакт с внешним миром. На этой фотографии запечатлен молодой человек из этого племени держит в руках охапку одежды. Она внушает исследователям определенные опасения, ведь с ней могли быть переданы инфекции от местных жителей в июле этого года, к которым у членом племени не выработалось естественного иммунитета. Чиновники подозревают, что племя бежало от людей, занимавшихся незаконной вырубкой лесов и производством наркотиков.

9. Самый крупный водоплавающий динозавр

Здесь представлена реконструкция образа спинозавра (Spinosurus), самого крупного хищного динозавра, когда-либо обитавшего в мире и умевшего плавать. В сентябре этого года анализ окаменелостей возрастом 97 млн лет показал, что спинозавр имел тело длиной 15 метров и был самым большим плотоядным ящером, когда-либо существовавшим на Земле. Он также был единственным динозавром, строившим свое гнездо в воде.

10. Пыль от кометы, найденная на Земле

На этом фото — многократно увеличенная частичка пыли от кометы, сохранившаяся во льдах Антарктиды. Это первый случай обнаружения кометной пыли на планете. Пыль кометы — самая старая космическая частица. Она может рассказать много интересного о том, как сформировалась Солнечная система. Ученые ищут способы щадящего извлечения важного источника новой информации.