Исследователи из университета Род Айленда и Института подводных исследований залива Монтерей четыре с половиной года наблюдали, как самка глубоководного осьминога выхаживает яйца — дольше, чем любое известное животное на свете. Все это время она чистила яйца, охраняла их от хищников, не покидая своего поста, и при этом ничего не ела. Такая особенность процесса созревания осьминогов дает им возможность вылупляться готовыми выживать самостоятельно, хотя и стоит их матери жизни. О результатах наблюдений рассказывает статья, опубликованная на сайте PLOS One.

Рабочей гипотезой исследования было, что некоторые глубоководные осьминоги созревают в течение нескольких лет. И вот  в мае 2007 года во время одного из обследований дна, на глубине примерно 1400 м ученые обнаружили самку осьминога Graneledone boreopacifica на каменной полке чуть выше дна каньона. Месяцем раньше ее там не было.

В течение последующих 54 месяцев ученые обследовали это место 18 раз, и всякой раз то же животное, опознаваемое по характерным шрамам, было там, охраняя яйца. Полупрозрачные яйца с каждым разом становились все больше, и с какого-то момента можно было видеть внутри маленьких осьминожиков, а самка теряла вес и кожа ее становилась все бледнее. Ни разу никто из наблюдателей не видел, чтобы она что-либо ела — даже находившихся совсем рядом маленьких крабов и креветок, разве что те подбирались слишком близко к ее потомству.

В последний раз самку наблюдали в сентябре 2011 года, а в октябре на этом месте уже никого не было, только куча скорлупы. Оказалось, что в общей сложности там было около 160 яиц.

Известно, что у большинства осьминогов самка откладывает яйца только один раз в жизни, а после вылупления потомства умирает. ЯйцаGraneledone boreopacifica похожи на каплевидные капсулы, изначально размером с оливку. Для развития зародышам нужно много кислорода, поэтому одна из задач самки — помимо защиты от хищников — сохранять приток свежей, насыщенной кислородом морской воды, т.е. не дать илу, песку или мусору закрыть яйца.

Поскольку юный осьминог проводит в яйце так много времени, вылупляется он уже готовым к жизни и способным охотиться на мелкую добычу.

Долгое время созревания ставит перед эволюцей трудную задачу, особенно в случае осьминогов, которые не живут очень долго. В результате способность матери выживать долгое время без пищи компенсируется конкурентноспособностью потомства. Поскольку детеныши Graneledone boreopacifica вылупляются вполне зрелыми, это дает им высокие шансы на выживание. Более того, считают ученые, этот вид осьминогов, вероятно имеет один из самых больших сроков жизни среди цефалоподов — их мелководные родственники не живут дольше одного-двух лет.

«Это исследование показывает, как мало мы знаем о жизни на больших глубинах и жизни вообще, — говорит Брэд Сейбел (Brad Seibel), сотрудник университета Род Айленда. — Из наблюдений за мелководными животными мы сделали ограниченные и ограничивающие выводы насчет способностей животных». Пора пересмотреть некоторые представления.