Ученые из нескольких экологических научных организаций Великобритании, под руководством Тома Оливера (Tom H. Oliver) из Центра экологии и гидрологии департамента исследований окружающей среды, проследили данные о 129 видах бабочек, обитающих на юге королевства. Анализ данных многолетнего наблюдения за особенно влаголюбивыми видами бабочек показал, что около 2050 года они рискуют вымереть. Избежать этого можно, если заняться проблемой дефрагментации мест их обитания, пишет Science со ссылкой на оригинальную работу, опубликованную в Nature Climate Change.

Исследователи выделили шесть видов, популяция которых сильно сократилась во время вымирания в 1995 году. Эти виды не переносят засуху и предпочитают влажные леса. Особенно страдают от засух три вида: краеглазка эгерия, толстоголовка лесовик и глазок цветочный.

Чтобы понять, как эти влаголюбивые виды перенесут изменение климата, ученые использовали разные сценарии, основанные на динамике выбросов диоксида углерода в атмосферу. К ним добавили разные сценарии использования земли, потому что это важный фактор влияния на жизнь бабочек. В итоге смоделировали возможные засухи до 2100 года и развитие популяций бабочек. Оказалось, что в сценарии, предполагающем, что промышленность будет работать примерно как и сейчас, засухи, сходные с тем, что случилась в 1995 году, ожидаются на юге Англии каждый год. Эти ежегодные засухи не дадут популяциям влаголюбивых бабочек восстановиться, и со временем их число станет критическим.

Если климат продолжит меняться, как сейчас, то как не охраняй окружающую среду, эти виды бабочек в королевстве вымрут к 2100 году. В ландшафтах же, которые фрагментированы из-за человеческой деятельности, сельского хозяйства, конец наступит еще раньше — к 2050 году.

Ученые предположили, что если рост среднегодовой температуры не превысит 2°C, то бабочки все же выживут. И это оказалось возможным, но только при условии дефрагментации ландшафтов. Восстановления единства мест обитания бабочек повышает вероятность сохранения средней популяции на 50%. То есть восстановление единства ландшафтов — это ключевой момент в сохранении бабочек, считают ученые. Оно даже важнее, чем забота об увеличении популяции на одном месте обитания. Именно эта охранительная методика позволила быстрее восстановить бабочек после вымирания 1995 года.

Когда места обитания менее разрозненны, они имеют меньше границ, а значит, медленнее высыхают и сохраняют достаточно влаги, чтобы питать нектарные растения, которыми кормятся бабочки. Бабочки ищут влажные места, чтобы переждать засуху до дождя, а это возможно, только если ландшафты связаны друг с другом, например, лесополосами или полосами кустарников.

Подробнее о сценариях изменения климата считайте в материале с президиума РАН «Глобальное потепление и глобальное похолодание».