23 апреля в Пемброк-колледже в Кембридже впервые за последнюю тысячу лет были исполнены «Песни утешения», — отрывки из «Утешения философией» Боэция — так, как их исполняли в Средние века. О том, какие усилия понадобились для восстановления старинного звучания, рассказывается на сайте Кембриджского университета.

«Утешение философией», книга знаменитого философа VI века Боэция, была написана в тюрьме, незадолго до того, как остготский король Теодорих приказал казнить своего бывшего советника. Эта книга была одной из самых читаемых в течение всего средневековья, и отрывки из нее часто становились песнями.

Однако нам неизвестно, как звучали эти средневековые распевы. В те времена музыку записывали еще не нотами, а невмами — знаками, которые не передавали подробно каждый звук, а давали мелодические формулы, и исполнители опирались на них и на свои знания о существовавшей и передававшейся их поколения в поколение традиции. Проблема современных исследователей заключается в том, что традиция исполнения средневековых латинских песен уже давно исчезла.

Именно поэтому Сэм Баррет (Sam Barret) из Кембриджского университета в течение многих лет пытался реконструировать детали средневекового исполнения. Для своей работы он использовал различные средневековые тексты, в частности, созданный в Кембридже в XI веке сборник «Кембриджский песен» («Cambridge Songs»). В последнее время он сотрудничал с исполнителем старинной музыки и одним из основателей ансамбля Sequentia Бенджамином Бэгби (Bendjamin Bagby).

Работа шла вперед, но некоторых ценных деталей исследователям все равно не хватало, пока они не обратились к находке, сделанной в 1982 году исследовательницей из Ливерпуля Маргарет Гибсон (Margaret Gibson).

Дело в том, что еще в XIX веке один немецкий ученый, работавший в библиотеке в Кембридже, вырвал листок из «Кембриджских песен». С тех пор он считался утраченным. Маргарет Гибсон, искавшая тексты Боэция в Франкфуртской библиотеке, обнаружила этот единственный листок и быстро поняла, что перед ней — тот текст, который был украден из Кембриджа. Через некоторое время страницу «Кембриджских песен» вернули в Англию, и Сэм Бэррет понял, что как раз на ней находятся столь необходимые ему указания на то, как надо исполнять Боэция.

После этого работа была быстрее, и теперь уже ансамбль Sequentia исполняет отрывки из Боэция так, как это делали средневековые музыканты. Вернее, так, как нам это представляется на сегодняшний день.

Исследование средневековой музыки давно привлекает ученых. Портал Научная Россия писал об открытиях, совершенных опять же в известном своей любовью к старинной музыке Кембриджском университете.