Ученые изучили способность губок вновь сращивать разделенные клетки своего тела

Российские ученые изучили уникальную способность разделенных между собой клеток губки вновь соединяться в функционирующие многоклеточные агрегаты и впоследствии формировать из них губки.

Андрей Лавров и Игорь Косевич с кафедры зоологии беспозвоночных биофака МГУ изучили, как искусственно разделенные между собой клетки тела губки способны вновь воссоздавать многоклеточные структуры и затем формировать из них полноценные губки. Это важно в контексте исследования процессов клеточной эволюции организмов. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Experimental Zoology Part A: Ecological Genetics and Physiology.

Губки (Porifera) — это низшие многоклеточные животных с исключительно высокой пластичностью и мобильностью всех внутренних структур и уникальной способностью к реагрегации, т.е. процесс срастания разделенных клеток в функционирующий многоклеточный агрегат, способный впоследствии вновь образовать взрослую губку. При этом реагрегация клеток не характерна для остальных видов многоклеточных, что делает особенно интересным ее исследование(в данном случае — на Demospongiae, т.е. «губках обыкновенных»).

Клетки губок искусственным образом разъединили между собой, сначала механически, в следующей серии экспериментов — химически. В первом случае ткани были разделены путем пропускания тела губки через сетчатую ткань, во втором случае специалисты помещали губку в особо подготовленную воду — из нее изъяли кальций и магний и добавили хелатирующий компонент (ЭДТА) — и в результате ткани распадались на отдельные клетки.

Полученные взвеси поместили в чашки Петри и наблюдали за процессом реагрегации. По ходу дела менялась форма клеток, причем по разному в зависимости от их расположения. Те, что находились ближе к поверхности, из округлых становились Т-образными, а те, что были ближе к центру, приобретали амебоидные очертания. В конце процесса сформировались функциональные многоклеточные агрегаты.

Понимание данных процессов, по мнению ученых, позволит в дальнейшем сделать шаг вперед не только в вопросах эволюции клеточных организмов, но и в таких областях как фармацевтика, где процессы реагрегации губок смогут оптимизировать производство их биологически активных веществ.

demospongiae porifera губки реагрегация