Твиттер-профессора как Кардашьяны от науки

Разработан К-индекс (индекс Кардашьян), предназначенный оценить значимость ученого через его популярности в Интернете.

Для ученых, популярно рассказывающих о своей деятельности, Нейл Холл (Neil Hall) из Университета Ливерпуля (Великобритания) разработал так называемый К-индекс или индекс Кардашьян, отсылающий к телезвезде Ким Кардашьян, также широко известной по социальным медиа — и которую упрекают в том, что она ничего не делает, кроме того, что повышает свою известность. Индекс рассчитывает популярность и влияние ученого через число его подписчиков в Твиттере и число ретвитов (цитирований) его записей. Свою разработку Холл описал в журнале Genome Biology.

К-индекс подвергся энергичной критике научного сообщества — по всей видимости, Холл сумел задеть немало больных тем жизни современной науки, скажем, взаимодействие между научными исследованиями и их популяризацией, времени, которое ученый должен или не должен тратить на коммуникацию «вне лаборатории» и даже сексизм в науке — несмотря на то, что индекс назван в честь женщины, исследовательницы оказались в рейтинге в небольшом количестве и не в первых рядах. Последнее, возможно, объясняется агрессией, с которой сталкиваются женщины-ученые в Интернете. Да и сам Холл без большого пиетета говорит о звездах научной коммуникации, что они «знамениты тем, что они знамениты», и обращает внимание — из результатов обсчетов сообщений и комментариев следует, что они тратят большую часть своего времени на общение в соцсетях. Взамен Холл предлагает им заняться прямым делом — писать научные статьи.

Так или иначе, К-индекс привлек внимание к ученым звездам Твиттера. Самым популярным твиттер-профессором оказался Нил Деграсс Тайсон (Neil deGrasse Tyson), @neiltyson, астрофизик, писатель, директор планетария Хейдена в Американском музее естественной истории и экс-ведущий научного теле-шоу NOVAscienceNOW. Второе место в первой тройке звезд Интернета занял Брайан Кокс (Brian Cox), @ProfBrianCox, физик, специалист в области физики частиц, научный сотрудник Лондонского королевского общества, профессор Манчестерского университета и ведущий научных передач на канале BBC, а третье — Ричард Докинз (Richard Dawkins), @RichardDawkins, эволюционный биолог, автор направления меметика и непримиримый борец с религией.

P.S. В собственно науке К-индекс измеряет возмущения магнитного поля Земли, на шкале от 0 до 9, где 1 означает полное спокойствие, а 5 и выше — геомагнитную бурю. Сокращение «К» означает немецкое «Kennziffer», т.е. «характеристическая цифра». Совсем не так интересно, не правда ли?

брайан кокс кардашьян нил де грасс тайсон ричард докинз твиттер