Новое исследование, проведенное в Лаборатории Кроутера при ETH Zurich, иллюстрирует критический барьер на пути естественного восстановления тропических лесов. Модели, основанные на данных, собранных в Атлантическом лесу Бразилии, показывают, что когда дикие тропические птицы свободно перемещаются по лесным ландшафтам, они могут увеличить накопление углерода в восстанавливающихся тропических лесах на 38%.

Плодоядные птицы, такие как бирюзовая танагра-медосос, пальмовая танагра или рыжебрюхий дрозд, играют жизненно важную роль в лесных экосистемах, потребляя, выделяя и распространяя семена по мере перемещения по лесному ландшафту. От 70 до 90% видов деревьев в тропических лесах зависят от рассеивания семян животными. Этот процесс необходим для того, чтобы леса росли и функционировали. Хотя предыдущие исследования доказали, что птицы важны для биоразнообразия лесов, новое исследование, опубликованное в журнале Nature Climate Change, показывает количественное представление о том, как они способствуют восстановлению лесов.

Ученые сравнили потенциал накопления углерода, который может быть восстановлен в ландшафтах с ограниченной фрагментацией, с потенциалом сильно фрагментированных ландшафтов. Полученные данные свидетельствуют о том, что сильно фрагментированные леса ограничивают передвижение птиц, тем самым снижая потенциал восстановления углерода на 38%. В регионе Атлантических лесов в Бразилии исследователи обнаружили, что крайне важно поддерживать минимум 40% лесного покрова. Кроме того, расстояние между лесными массивами не должно превышать 133 метров, чтобы птицы могли продолжать перемещаться по ландшафту и способствовать восстановлению окружающей среды.

Исследование также показало, что разные виды птиц оказывают разное влияние на рассеивание семян. Мелкие птицы разносят больше семян, но они могут распространять только маленькие семечки деревьев с низким потенциалом накопления углерода. Напротив, более крупные птицы, такие как тукан Токо или курносая сойка, рассеивают семена с более высоким потенциалом накопления углерода. Проблема в том, что крупные птицы с меньшей вероятностью могут перемещаться по сильно фрагментированным ландшафтам.

«Эта важнейшая информация позволит нам направить активные усилия по восстановлению – например, посадку деревьев – на ландшафты, находящиеся ниже порога лесистости, где помощь наиболее актуальна и эффективна», – пояснила Дейзи Дент, ведущий научный сотрудник лаборатории Кроутера в ETH Zurich.

«Предоставление крупным хищникам возможности свободно перемещаться по лесным ландшафтам имеет решающее значение для здоровья тропических лесов. Особенно в тропических экосистемах распространение семян, опосредованное птицами, играет фундаментальную роль в определении видов, способных к регенерации», – говорит Каролина Белло, ведущий автор исследования.

Основываясь на современных данных, эта работа развивает результаты предыдущих исследований, проведенных авторами в Атлантическом лесу в Бразилии. Этот лес является одним из самых биологически разнообразных регионов в мире, но в то же время одним из самых фрагментированных: здесь сохранилось всего 12% первоначального леса, причем на небольших участках. «Мы всегда знали, что птицы играют важную роль, но открытие масштабов их влияния просто поразительно», – говорит Томас Кроутер, профессор экологии ETH Zurich и соавтор исследования.

Восстановление лесов может уловить более 2,3 миллиарда тонн углерода в регионе Атлантических лесов и будет более экономически эффективным – на 77% меньше затрат на реализацию, чем активные посадки. Ряд стратегий, таких как культивирование фруктовых деревьев и предотвращение браконьерства, может улучшить передвижение животных в тропических районах, где более вероятно пассивное восстановление. Активное восстановление необходимо в сильно фрагментированных местностях.

[Фото: Mathias Pires]