Публикуем стенограмму круглого стола «Лучшие региональные
практики в сфере создания и развития информационных технологий в
архивном деле», работа которого состоялась 11 сентября в рамках
деловой программы Пятого Международного культурного форума
«Креативный регион – сильная страна».
Мазитов Я.Ф.:
- Рад приветствовать вас на секции, посвященной информационным
технологиям. Я представлюсь: меня зовут Мазитов Ян Феликсович. Я
главный хранитель фондов Государственного архива Пермского края,
и мне выпала честь модерировать сегодняшнюю нашу дискуссию.
Представлю своих коллег-спикеров. Это Сергей Николаевич Горохов,
директор Центрального государственного архива аудиовизуальных
документов Республики Татарстан, также Маркелов Александр
Борисович, начальник отдела информационно-поисковых систем и
автоматизированных технологий Государственного архива новейшей
истории Ульяновской области и Демкин Владимир Александрович,
начальник такого же в государственном архиве Ульяновской области.
Мы немножко отклонимся от того регламента, который, наверное,
есть у вас на руках, в связи с тем, что Сергею Николаевичу
необходимо убежать от нас пораньше, не потому, что ему
неинтересно с нами, а потому что его ждет автобус домой. И
поэтому пальму первенства в докладе я предоставлю Сергею
Николаевичу. Он выступит с докладом «Внедрение информационных
технологий в ЦГААД РТ». Сергей Николаевич, пожалуйста.
Горохов Сергей Николаевич:
- Спасибо. Уважаемые коллеги, слышно? Прошу прощения, что из-за
меня пришлось поменять программу, но у нас выборы в Республике,
поэтому мое присутствие там обязательно. Я хочу сказать, что я не
публичный человек. Мне легче разговаривать в кулуарах, и, в
общем-то, я веду стиль такой работы, немножко подрывной. Я со
своими коллегами, в принципе, уже поговорил, кое-что обсудилось.
Но, в принципе, я хотел сказать, что я представляю
специализированный архив, аудиовизуальный архив, и поэтому то,
что я сегодня буду говорить, немножко связано именно со
специализированным аудиовизуальным архивом. Хотя все положения, о
которых я буду рассказывать, тем или иным образом связаны и с
другими архивами, потому что, в общем-то, электронное хранилище
во многом универсально. Оно подходит для хранения кино-, фото-,
фонодокументов, но также для оцифрованных бумажных документов.
Просто хотелось бы отметить, что по данным ЮНЕСКО, уже более 80%
ее общего объема приходится на долю аудиовизуальной информации.
Для обеспечения сохранности аудиовизуальных документов, требующих
особых условий хранения, стали создаваться специализированные
архивы. Кабинетом Министров Республики Татарстан в 1999 году было
принято решение об образовании Центрального государственного
архива аудиовизуальных документов Республики Татарстан (ЦГА АД
РТ), призванного собирать и аккумулировать исторически значимые
для республики аудио-, видео-, кино- и фотодокументы.
В соответствии с государственной программой «Информационное
общество 2011-2020 гг.» доля архивных фондов, включая фонды
аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, к 2020
году должна составлять не менее 50 %. К настоящему времени в ЦГА
АД РТ накоплены значительные массивы аудиовизуальных документов
на электронных носителях. На 1 января 2014 года общий объем
электронной информации составил более 300 Тб при ежемесячном
приросте от 0,5 до 10 Тб.
Такие высокие показатели комплектования архива были не всегда. До 2009 года аудиовизуальные документы в основном принимались от государственных СМИ. Руководители коммерческих СМИ, накопивших за последние десятилетия богатые коллекции оригинальных записей музыкального, литературно-художественного и общественно-политического характера, имеющие культурно-историческое значение, практически не передавали аудиовизуальную продукцию на постоянное хранение.
В новой редакции республиканского Закона «Об обязательном
экземпляре документов Республики Татарстан» (от 03.07.2009 г.)
появилась статья 9, предписывающая передачу на постоянное
хранение в ЦГА АД РТ обязательного экземпляра аудиовизуальной
продукции на оригинальных носителях. Кроме того, начиная с 2003
года, на основании постановления Кабинета Министров Республики
Татарстан №892 от 31 декабря 1999 года в ЦГА АД РТ стали
поступать фоно- и видеодокументы, созданные за прошедшие полвека
ГТРК «Татарстан». На сегодняшний день оцифровано более 40 тысяч
магнитных пленок радиофонда ГТРК «Татарстан» и 4000 тысячи
видеокассет телефонда ГТРК «Татарстан».
В 2013-2014 годах корпорацией «Элар» совместно с ЦГА АД РТ
выполнен проект по переводу в электронный вид кинодокументов на
традиционных носителях. В рамках государственного контракта была
произведена оцифровка более 500 киножурналов «На Волге широкой»,
посвященных ключевым событиям культурной жизни и производственным
успехам республики за 60-80-е годы XX века. При формировании
задания главным условием технического здания стало итоговое
качество изображений – не менее 2336*1753 пикселей. Поэтому для
оцифровки были выбраны профессиональные архивные киносканеры
Muller HM Data Framescaner (8 мм, 9,5 мм и 16 м) и Flach
Fravescane Varior (35 мм.).
В настоящее время в архиве созданы подразделения по приему,
проверке физического состояния, хранению и использованию
электронных документов, которые поступают на оптических дисках и
винчестерах.
В 2013 году в ЦГА АД РТ поступил современный комплекс R&S
VidChecker для контроля качества видео и аудиофайлов. В отличие
от традиционных решений для контроля качества, которые лишь
выполняют проверку, R&S VidChecker не только тщательно
проверяет параметры видео и аудиофайлов, но и автоматически
корректирует уровни видеосигнала. Данное устройство позволяет
значительно ускорить процедуру проверки качества видеодокументов
перед закладкой в хранилище.
Понятно, что время хранения информации зависит от количества
ошибок, обнаруженных после записи, и свойств диска. Процесс
старения, а также нарушение правил использования и хранения
приводят к увеличению ошибок и в какой-то момент декодер не
справляется с исправлением ошибок, и выдается ошибка чтения.
Профессиональная станция контроля качества CD и DVD-дисков,
приобретенная в конце 2013 года позволила проводить качественный
контроль качества записи на оптические носители, в том числе и
металлокерамические диски.
Тестирование информации, записанной на диски, заключается в
измерении ряда определенных параметров с помощью анализатора
CLOVER DVX DVD ANALYZER, встроенного в компьютер. Исследования,
проведенные в лаборатории ЦГА АД РТ, показали, что одним из
перспективных видов вещественных носителей информации в
электронной форме, пригодных для страхового хранения, является
разновидность оптических компакт-дисков, в которых записывающий
слой выполнен из металлокерамических материалов, обладающих
высокой стойкостью к воздействию совокупности неблагоприятных
факторов окружающей среды: повышенной и пониженной температуре
(от -85°С до +85°С), повышенной и пониженной влажности воздуха
(от 0 до 100%), воздействию плесневых грибов (1 балл по
6-балльной шкале ГОСТ 9.048–89 через 28 суток), наличию
газообразных примесей в атмосфере, воздействию видимого света и
ультрафиолетового излучения (освещенность свыше 29 000 Lux,
уровень энергетической освещенности ультрафиолетового излучения
свыше 0,84 mW/м²); воздействию проникающей радиации,
электрических и магнитных полей, воздействию статического
электричества. К таким носителям относятся, например,
компакт-диски с металлокерамическим записывающим слоем
DataTresorDisc™ (DTD) производства компании Northern Star spol.
s.r.o. (Чешская республика), представляющих собой DVD-диски
однократной записи формата DVD+R емкостью 4,7 Gb. По результатам
независимых исследований, расчетное время хранения информации на
таких носителях превышает 160 лет. Для расчета времени
использовалась методика, описанная в международном стандарте
ISO/IEC 10995:2011 Information technology – Digitally recorded
media for information interchange and storage – Test method for
the estimation of the archival lifetime of optical media.
Показательно, что для других распространенных типов вещественных
носителей (бумага, микрофильм) в настоящее время отсутствуют
международные и национальные стандарты, описывающую ту или иную
методику оценки их долговечности.
Однако, как показывает мировая практика, необходимо переходить на
хранение электронных документов с применением облачных
технологий. Данный выбор актуален в связи с тем, что электронные
документы предполагают принципиально иной механизм доступа к ним,
значительно отличающийся от механизма доступа к аналоговым
документам. Электронные документы могут сдаваться на
государственное хранение по электронным каналам связи, доступ к
архивным документам может осуществляться через электронный
виртуальный читальный зал в сети Интернет.
В то же время использование облачных технологий в процессе
хранения документов сопряжено с некоторыми трудностями.
Во-первых, в государственных архивах Республики Татарстан
отсутствует инфраструктура хранения электронных документов.
Во-вторых, даже в онлайн-хранилищах архива существует опасность
потери информации. Таким образом, целесообразным становится
создание единого Центра хранения электронных документов (ЦХЭД),
который мог бы на должном уровне обеспечить их хранение и
использование.
В Республике Татарстан базой для создания Центра хранения
электронной информации стала площадка Дата-центра, являющегося
особой инфраструктурной составляющей «IT-парка».
Видео-презентация:
- Здравствуйте, я Рамиль Ибрагимов. Добро пожаловать в казанский
IT-парк. Мозгом парка является его Дата-центр, способный вместить
до 10000 серверов и обслуживать своих клиентов по территории всей
России, от Калининграда до Камчатки. Мы находимся в одном из его
помещений. Это так называемый малый ЦОД, а вообще, Дата-центр
IT-парка – это тысяча квадратных метров фальш-полов, это 2,5 мВт
гарантированного энергоснабжения, 2 независимых энерговода,
дизель-генератор, источники бесперебойного питания, полное
соответствие уровню надежности Tier 3, что подразумевает работу в
непрерывном режиме. Коэффициент отказоустойчивости 99, 982 %
идеален для работы по модели SaaS (Software as a Service) модели
так называемых облачных технологий, на которой сейчас работает
весь мир, в том числе и резиденты IT-парка.
Горохов С.Н.:
- Вот вы, наверное, прослушали цифру. Кто скажет, сколько там
процентов? 99, 98%. Вы думаете, какой-то архив сможет себе
позволить такую отказоустойчивость. Нет. Понимаете, это реальная
технология, которая позволяют сберечь информацию. Поэтому, когда
мы говорим о хранении электронных документов, исторически
значимых документов, я не думаю, что государственный архив на
сегодняшний день, если у него большие объемы данных, на это
способен. Потому что это подразумевает и специальные системы
пожаротушения, там и специальная толщина стен. Там одна серверная
стойка обслуживается специалистом с окладом 50-60 тысяч. Это ведь
о чем говорит, что хранить эти документы электронными.
Я понимаю, что есть бумажный экземпляр, но потратить огромные
деньги, для того чтобы потом все это потерять, не государственно.
Но почему-то никто этот вопрос не поднимает. Может, я
единственный, кто этот вопрос поднимает, может быть, я чего-то не
понимаю. Но, во всяком случае, я считаю, что этот вопрос надо
поднимать, потому что сами архивы где-то хранящие на дисках или
на винчестерах где-то у себя там держащие, – это не совсем
правильно. Это должна быть структура, какая-то система. То есть
не как там. Он рекомендует: если есть такая возможность, давайте
на серверах храните. Понимаете, это все должно быть
профессионально. И если у нас идут огромные потоки информации,
мне кажется, в этом случае надо сказать: а давайте, создайте нам
Дата-центр, мы все туда будем складывать. Потому что у меня-то
огромная информация, я как директор архива просто не сплю по
ночам, у меня там 600 Тб, представьте себе. Даже каменные диски,
даже винчестеры особые или копии не говорят о том, что это
невозможно сохранить. Даже облачные технологии, Amazon, к
примеру, в 2012 году потеряли данные миллионов
пользователей.
Извините, регламент.
Мазитов Я.Ф.:
- Сергей Николаевич, зря убежали, я думаю, что у коллег возникнут
вопросы. Буквально у нас есть две-три минутки на короткие
вопросы. У кого есть, поднимайте руки. Пока вы собираетесь с
мыслями, я спрошу: а как вам ваши источники комплектования
передают документы в электронном виде?
Горохов С.Н.:
- Да, это достаточно серьезный вопрос. Телерадиокомпании передают
в электронном виде. Но дело в том, что, я еще раз хочу сказать,
закон 94 об обязательном экземпляре подразумевает, что
телерадиокомпания сдает документ: если это кинохроника, то
Красногорский архив, если это телевизионные передачи, то это
Гостелерадиофонд, но он вошел сейчас в состав ВГТРК. То есть они
передаются ВГТРК, соответственно. Если это художественный фильм,
то он сдается в Госфильмофонд. Поэтому любая телерадиокомпания
Республики должна сдавать и туда, и нам. В принципе, все уже
известно, какая сопроводительная информация должна быть, в каком
виде в электронном они должны сдавать туда. То есть в
Госфильмофонд – если это кино и есть кинопленка – идет
кинопленка, позитивная, негативная копия или оригинал, плюс еще
на цифровом петакаме, плюс сопроводительная информация на каждый
диск. Всю ту же самую информацию, но только уже на винчестере, мы
берем, потому, что у нас нет цифрового петакама. Нам, в принципе,
он и не нужен. А что касается телерадиокомпаний, в основном они
сдают на винчестере либо в формате MPEG2 с битрейтом 10 мб/с,
либо это формат WAV и MP3, в котором они вещают. Там исходят из
того, что в каком формате ты вещаешь, в том и должен передать.
Поэтому если вы захотите формировать свой фонд, то сначала нужно
внимательно продумать, потому что объем будет колоссальным. Даже
на дисках, даже на винчестере объем будет колоссальным. Это как
возможность комплектоваться. Мы схему вообще потеряли. То есть,
если раньше в 90-е годы они сдавались сразу в Гостелерадиофонд,
то потом такой промежуточек, потом обязательный экземпляр опять
пошел. Понимаете, ведь эти документы интересны для Республики,
они имеют историческое какое-то значение. Территориально-то они
должны храниться у нас, раз они имеют значение и войдут в
архивный фонд.
Мазитов Я.Ф.:
- Спасибо. Коллеги?
Маркелов А.Б.:
- Вот как вы все-таки храните все, что вы принимаете, все свои
копии? У вас какие-то специальные хранилища?
Горохов С. Н.:
- Вот смотрите, наша технологическая цепочка завязана на каменных
дисках, где объем информации сопоставим с объемом 4,3 Гб. Когда
радиокомпании сдают нам диски, мы их проверяем, и, если есть
ошибка, мы переписываем уже на каменный диск. То есть, у нас
хранится все на каменных дисках в хранилищах. И плюс одновременно
у нас издается на портале, скажем так, видео уже сжатых версий
этих файлов. Просто если кто-то хочет посмотреть, на vidimax.ru
уже запущен проект «Хроники Татарстана». 15 дней бесплатно. Мы
хотим туда выставить наши ранние 30-40-е года. Вы сможете
посмотреть, а скачать нет. Вернее, сможете, но это будет уже не
то качество, с экрана, и на нем будет стоять наш логотип в
пол-экрана. А если вы хотите приобрести видео, то необходимо
обращаться к нам, потому что мы обладаем интеллектуальными
правами на эту продукцию. То есть, мы не выставляем то, на что мы
не имеем интеллектуального права. Вы тоже, пожалуйста, этого не
делайте, а то скажете, что все выставляем. Нет, аудиовизуальный
документ попадает под Гражданский кодекс, и если вы выставите
что-то не то, то там большие штрафы. Ни в коем случае. Только то,
на что вы имеете право. И если у вас интеллектуальных прав нет,
то не выставляйте. Мы не выставляем всё, мы выставляем то, на что
у нас есть право. А право у нас есть только на кинодокументы и
ряд аудиофонодокументов.
Лебедева Н.М.:
- А средняя стоимость каменного диска и как происходит
финансирование?
Горохов С.Н.:
- До кризиса – 240 рублей, сейчас, по-моему, местами порядка 500.
Поэтому мы переходим на М-диски. Дешевле они. Единственно, для
М-дисков нужен специальный привод с пометкой М. DTD диски пишутся
на обычных носителях.
На оцифровку кинодокументов за 3 года мы получили целевых денег
из бюджета 21 млн. рублей.
Из зала:
- А у вас штат какой?
Горохов С.Н.:
- Самое интересное – вы не поверите – 11 человек. Всего. Видите,
тут же просят эффективность. А эффективность у нас, чтобы сделать
поменьше, надо выложить в цифре.
Лебедева Н.М.:
- Судя по тому, как Вы нам все разложили, у Вас работают такие
профессионалы, что эффективность, мне кажется, у вас достаточно
высокая.
Горохов С.Н.:
- Вы знаете, Казань – достаточно студенческий город, и найти там,
так сказать, профессионалов, в общем-то, не сложно. Самое
интересное, что пока у нас университет работал, кафедра истории и
архивоведения, мы их обучали, они к нам приходили, с удовольствие
работали. То есть заразить студента можно.
Мазитов Я.Ф.:
- Коллеги, последний вопрос, возможно у кого-то есть? Если нет,
то отпускаем.
Горохов С.Н.:
- Пожалуйста, есть электронная почта, обращайтесь, если какие-то
вопросы технические. Вы не удивляйтесь, если вам покажется что-то
не так, потому что Данил Исмагилович говорит: «Ты, Сергей
Николаевич, скажешь так, все ко мне приедут». Но кое-что покажем.
Спасибо.
Мазитов Я.Ф.:
- Действительно интересный доклад, но мы должны двигаться дальше,
и я позволю себе предоставить слово самому себе. У меня тоже
небольшая презентация, и я, с вашего позволения, докладывать буду
стоя. Дурная преподавательская привычка. Доклад, с которым я
выступаю, он обозначен как «Архив в информационном пространстве:
стратегия информационного развития Государственного архива
Пермского края. Переосмысление архивной деятельности».
Архив, как институт хранения документов, находится сегодня в
ситуации интеллектуального кризиса, переосмысления. Традиционные
представления об архиве, его сущности и роли в обществе нуждаются
в серьезном пересмотре. Современность требует разработать новую
концепцию архивной отрасли, новую философию и миссию архивов с
акцентом на информационные технологии. Такая концепция должна не
только помочь архивам адаптироваться к постоянным и стремительным
изменениям в сфере обмена информацией, но и сделать архивы
способными управлять этими изменениями и направлять их.
Четыре основных вызова: openness, usability, existence, security.
Быть в ситуации кризиса значит находиться перед лицом вызовов.
Какие вызовы стоят сегодня перед архивной отраслью?
Первый вызов можно обозначить как требование открытости. В
западных архивах openness (открытость) давно фигурирует как
ценность и принцип деятельности любого архивного учреждения. Для
нас же это, скорее, некая перспектива, чем реальность. Российские
архивы – это учреждения закрытого типа. Эта закрытость во многом
оправдана необходимостью обеспечения сохранности документов,
наличием документации разной степени секретности и пр. Но для
наших архивов закрытость – это, кроме всего прочего, еще и
психологический, ментальный феномен. Архивист мыслит себя
гарантом неприкосновенности хранимого, а заодно и его единоличным
пользователем. Подобная установка приводит к тому, что архивы
целиком центрируются на хранении документов, а потому конечной
целью их деятельности становится не человек, а документ. Архивы
оказываются замкнутыми на самих себе. Крен в сторону хранения
(документоцентризм) отодвигает на второй план отношение с
пользователем (читателем, исследователем), делая это отношение
проблематичным.
Второй вызов – требование удобства пользования архивом
(юзабилити). Это не праздное требование и не излишество. Это
настоящий вызов, от грамотного ответа на который зависит место
традиционных архивов в информационном обществе. Мы живем в эпоху
сверхбыстрого интернета, относительно свободного доступа к
скачиванию файлов, мощных поисковиков и терабайтовых дисков. То,
к чему люди привыкли, пользуясь интернетом и социальными сетями,
они хотят получить и от работы с архивом: открытость и полноту
информации, доступную и дружелюбную форму подачи, простой и
оперативный поиск, максимальную скорость исполнения запросов.
Нетрудно заметить, что юзабилити тесно связано с открытостью и
является ее стороной, аспектом.
Третий вызов можно назвать экзистенциальным. Это высокое
требование к архивным учреждениям, связанное с экзистенциальным
запросом общества на конструирование его исторической
идентичности и актуализацию исторической памяти. Иными словами,
речь здесь идет о той роли, которую играют архивы в формировании
культуры памяти (мемориальной культуры). Конечно, этот
общественный запрос адресован не только архивам, но и школам,
вузам, музеям, библиотекам, театрам. Это обстоятельство, однако,
только усиливает серьезность вызова: архивы должны занять
ключевое место в этом процессе. Таким образом, мы говорим здесь о
специфически архивной миссии, которая, как следует из сказанного,
также нуждается в пересмотре».
Четвертый вызов – закономерное следствие первых трех. Этот вызов
можно обозначить как требование безопасности. Любой шаг в
направлении открытости должен сопровождаться усилением системы
безопасности архивов и хранящихся в них архивных документов.
Требования к сохранности тем выше, чем сильнее ориентация
архивного учреждения на использование архивных документов.
Указанные вызовы и требования имеют отношение ко всем
традиционным сферам архивной деятельности: комплектованию,
хранению и учету, исполнению запросов, использованию архивных
документов.
От ответов на все указанные вызовы зависит будущее архивной
отрасли. Понимая всю их серьезность, Государственный архив
Пермского края пытается отреагировать на них в своей
деятельности.
Ответ на требование открытости.
На требование открытости необходимо отвечать последовательным
проведением в жизнь принципа открытости. Принцип открытости
означает, что:
1) архивные документы должны не только храниться, но и активно
использоваться. Именно поэтому в Государственном архиве Пермского
края отдел использования архивных документов и НСА является
самостоятельным структурным подразделением;
2) введение архивных документов в научный и пользовательский
оборот должно быть многовекторным: экспонирование на выставках,
обсуждение на конференциях, дискуссиях, форумах, в
медиапространстве, в интернете и социальных сетях; архивные акции
и события должны сопровождаться использованием документов или их
копий;
3) использование архивных документов должно быть тесным образом
сопряжено с деятельностью по формированию мемориальной культуры
граждан;
4) документы должны быть доступны всем категориям населения – от
школьника и студента до простого обывателя;
5) архив должен входить в сетевое взаимодействие с другими
учреждениями культуры, науки и образования, общественными
организациями и СМИ;
6) современный архив обязан выстраивать международное
сотрудничество.
Ответ на требование юзабилити: архивная эргономика в
новом ключе.
Принцип открытости предполагает повышение уровня юзабилити, то
есть степени удобства использования архивных документов.
Трансформация в сфере архивной эргономики включает в себя
следующие процессы:
1) клиентоориентированный график работы: это касается как приема
граждан, так и режима работы читальных залов. Государственный
архив Пермского края уже сократил количество санитарных дней без
ущерба нормативному хранению, ввел удлиненный четверг
(еженедельно) и рабочую субботу (пока раз в месяц);
2) современный сайт с дружелюбным интерфейсом и расширенным
спектром online-сервисов. Заказ дел (оформление требований) и
отправка запросов через сайт уже возможны на новом сайте ГАПК.
Также доступен каталог с удобной навигацией. Оплата услуг через
личный кабинет, online-доступ ко всем оцифрованным документам
ГАПК, а также создание личного цифрового архива с возможностью
обмена (архивная социальная сеть) – дело ближайшего будущего;
3) повышение уровня доступности к оцифрованным документам;
4) сокращение сроков исполнения запросов;
5) введение электронной очереди для приема граждан;
6) online-запись на работу в читальный зал;
7) возможность отслеживать на сайте статус заказа и
т.д.
Ответ на экзистенциальный вызов социума: через локальную
историю к мемориальной культуре.
Открытость и юзабилити – базовые условия для того, чтобы архив
мог быть институцией, способной отвечать на экзистенциальные
запросы общества. Напротив, без открытости и удобства
использования архив становится местом забвения, отчуждения
документов от населения, местом простой консервации и пассивного
накопления памяти.
Между тем, задача архива – анимировать артефакты, пробуждать
историческую память. Функция архива по формированию культуры
памяти – высшее проявление открытости. Эта функция
осуществляется, главным образом, по линии использования
документов.
«Что такое культура памяти? Подобно культуре речи или культуры
питания, культура памяти – важный элемент общей культуры
человека. Культура памяти предполагает рефлексивное и деятельное
отношение индивида, группы, сообщества к истории родного города,
региона, страны. Без участия человека в осмыслении,
воспроизводстве и актуализации исторической памяти мемориальная
культура невозможна.
Очень важный элемент формирования культуры памяти и формирования
отношения населения к истории – это проект Пермского края
«Пантеон героев Пермского края» - «Поколение Пермского края». Это
Интернет-ресурс, на котором выложены в электронном доступе
метрические книги и ревизские сказки. У нас очень активно ведется
оцифровка этих документов и уже несколько лет выкладываются на
сайте, абсолютно в свободном доступе и любой пользователь
интернета может познакомиться с этими метрическими книгами и
ревизскими сказками, для того чтобы восстановить свою
родословную. Естественно, выложено далеко не всё, что у нас есть,
но порядка 25% у нас оцифровано. Работа ведется, и в ближайшие
несколько лет планируется эти источники полностью оцифровать и
выложить на сайт.
Проект «Поколение Пермского края» пользуется безумной
популярностью не только у жителей региона, но, по статистике,
туда приходят пользователи со всего мира, включая Южную Африку,
Латинскую Америку и Юго-Восточную Азию. Жизнь потомков раскидала,
но они очень живо этой историей интересуются.
Теперь, что касается безопасности: безопасность для архивов, как
мы уже говорили, – вещь очень важная для сохранения документов и
соблюдения нормативных режимов хранения, и для тех архивов,
которые работают с документами, содержащими государственную
тайну, это тоже очень значимо. Здесь необходимо соблюсти баланс
между открытостью архивов и безопасностью. Причем безопасностью
как информационной, так и физической, и во всех этих аспектах
происходит внедрение информационных технологий, без которого не
обойтись. Это введение RFID-технологии (использование
радиочастотных меток). Документы ОЦД у нас все помечены, а также
у нас существуют порталы, фиксирующие перемещение помеченных
документов по архиву. Наша электронная запись в читальный зал
позволяет узнать, кто в какое время и когда работал с
документами, учет документов реализуется тоже с помощью
программных продуктов.
Еще несколько примеров мероприятий и событий, которые были в
нашем архиве реализованы. Коллеги из Чувашии уже отчитались о
«Ночи в архиве», у нас тоже прошла своя «Ночь в архиве», но она
была приурочена не к «Ночи в музеях», а дню архивов. На
мероприятие пришло более 250 человек, учитывая, что наши три
читальных зала вмещают в себя суммарно 60 человек, мы сумели
развести потоки участников и провели интереснейший квест по
архиву с использованием и оригиналов документов и муляжей. Нужно
было отгадать «персону», зашифрованную в разного рода документах.
Провели пользующийся большим спросом мастер-класс по генеалогии.
И завершилось всё мероприятие встречей артистом Пермского
академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского,
поскольку это наш постоянный партнер, источник комплектования и у
нас много совместных проектов с ними.
Один из девизов, который наши специалисты для себя определили в
дальнейшем развитии и работе: «Хорошо хранится то, что часто
используется». Мы активно это реализуем. Это касается и
научно-справочного аппарата, который полностью переведен в
электронный вид, это и изменение графика работы архива, проект
«Поколение Пермского края» и самый насущный вопрос – сокращение
сроков исполнения социально-правовых запросов. В настоящее время
обсуждаются цифры, пока для нас фантастические: 15 дней вместо 30
на исполнение запроса.
«Пантеон героев Пермского края» – один из примеров того, как
архивные документы могут обращаться в символические практики
переживания гордости за историю родного края.
В локально-историческом ключе реализуются и другие проекты
архива:
1) Проект «Поколения Пермского края» (совместный проект с
Агентством по делам архивов Пермского края). Проект обеспечивает
открытый доступ к сканированным метрическим книгам и ревизским
сказкам с возможностью оперативного поиска семейных корней.
История семьи – неотъемлемая часть локальной истории.
2) Проект «Хроника социально-экономического развития Пермского
края».
3) Проект «100 важных документов истории Перми».
Ответ на требование безопасности: от пассивного
накопления к безопасному использованию.
Новая программа развития архива должна включать в себя повышение
стандартов безопасности и сохранности архивного фонда.
Открытость, повышение уровня удобства использования, масштабное
введение документов в пользовательский и научный оборот, иными
словами, активная позиция архива в отношении пользователя – все
это понуждает архивы к тому, чтобы занять активную позицию и в
отношении хранения. Обеспечение сохранности в парадигме
пассивного накопления и система безопасности в парадигме
открытости и использования далеко не тождественны.
Зачастую можно встретить однобокую трактовку понятия открытости
как незащищенности и тотального рассекречивания. Отсюда
ограничение в удобстве использования воспринимается как гарантия
безопасности. Между тем открытость архивов, понятая как изменение
вектора от документа к человеку, отнюдь не противоречит
безопасности. В том-то и заключается организационный вызов для
архивов, чтобы совместить обеспечение сохранности и эффективное
введение документов в пользовательский оборот.
Современная система безопасности должна включать в
себя:
1) безопасность архивного фонда в статическом состоянии (пять
нормативных режимов хранения документов: пожарный,
температурно-влажностный, санитарно-гигиенический, световой,
охранный);
2) безопасность архивных документов в момент трансфера внутри
архивного учреждения между структурными подразделениями и
корпусами (логистическая безопасность);
3) безопасность архивных документов в процессе реставрации и
оцифровки;
4) безопасность сотрудников архива в хранилищах, лаборатории и
читальных залах при работе с пользователями;
5) безопасность архивного фонда в динамическом состоянии (в
процессе использования в читальных залах, во время лекций,
экскурсий и пр.);
6) особый режим хранения и использования документов, переведенных в цифровой формат (в том числе компьютерная, информационная безопасность);
7) безопасность пользователя при работе в архиве, во время
использования документов.
Апгрейд деятельности Государственного архива Пермского
края.
Государственный архив Пермского края уверенно движется в
направлении реализации заявленной миссии.
1) По линии открытости:
•архив дополняет парадигму хранения условием активного
пользовательского оборота;
•архив наращивает присутствие в медиапространстве и социальных
сетях;
•архив становится привлекательным для школьников и студентов;
•архив становится интересным для обывателя, получая инструмент
влияния на него;
•в архиве создан научный совет из внешних акторов, в задачу
которого входит коррекция стратегии развития архива, а также
определение направлений научной и публикационной деятельности;
•сделан шаг к установлению международных связей (тесные
партнерские отношения с коллегами из Германии, Архив Дуйсбурга).
Наш девиз: «Хорошо хранится то, что часто
используется!»
2) По линии удобства использования:
•апгрейд научно-справочного аппарата: интерактивные путеводители
по фондам, электронные тематические описи, быстрая навигация и
углубленный поиск по каталогу;
• переход на новый сайт с современным и дружелюбным интерфейсом и
расширенными online-сервисами;
•изменения в графике работы читальных залов: сокращение
санитарных дней, введение рабочей субботы и продленных рабочих
дней;
•рассмотрение вопроса о сокращении срока исполнения
запросов.
3) По линии формирования мемориальной культуры (ответ на
экзистенциальный вызов социума):
•Интерактивные online-проекты по патриотическому воспитанию
жителей Перми и Пермского края:
✓«Пантеон героев Пермского края»;
✓«Выдающиеся российские предприниматели (Пермский край)»;
✓«100 важных документов в истории Перми».
•Проведение конференций, конкурсов, форумов, выставок по истории
Пермского края в локально-историческом ключе:
✓Конференция для школьников «Они приближали Победу» (с участием
мэра г. Перми И.В. Сапко);
✓Конкурс эссе для школьников и студентов «История театральной
жизни Прикамья» (совместно Пермским театром оперы и балета);
✓Дискуссия «Пермь и Екатеринбург: история добрососедства»;
✓Интерактивная выставка «Пермь: история в фотографиях».
•Применение методов и приемов событийного маркетинга для
популяризации локальной истории, анимации артефактов и
пробуждения исторической памяти:
✓Акция «Ночь в архиве»;
✓Квест «В лабиринтах истории»;
✓Фестиваль «АрхиFFест».
Для примера:
Акция «Ночь в архиве», приуроченная к Международному дню
архивов (9 июня 2015 г.):
- Мастер-класс «Как составить родословную?»;
- Экскурсия-квест «В лабиринтах истории»;
-Творческая встреча с артистом балета Александром Графом.
В акции приняло участи более 250 человек. Была организована
online-трансляция на улицу и в YouTube.
Акция «АрхиFFest» (декабрь 2015 г.):
- АРХИВкусно: кулинарная реконструкция по старинным меню;
- АРХИВесело: марафон исторических анекдотов;
- АрхиFFото: фотоквест с использованием исторических фотографий;
- MusicArchive: концерт солистов оркестра MusicAeterna.
4) По линии безопасности:
Политика безопасности – набор норм, правил и практических
приемов, которые регулируют управление, защиту и распределение
ценной информации.
Новая политика безопасности предполагает:
•введение многоуровневой системы безопасности, с иерархией
периметров (контуров, зон) безопасности: документ – сотрудник –
пользователь;
•совершенствование и расширение сферы применения RFID-технологии
(радиочастотная идентификация и возможность учета и контроля за
перемещением документов);
•введение камер видеонаблюдения высокой четкости Hd-Sdi;
•контроль за информационными потоками;
•сочетание жесткого режима безопасности и дружелюбия.
Стратегия развития Государственного архива Пермского края
заключается в органичном ответе на четыре основных вызова
современности архивной отрасли: openness, usability, existence,
security. Архив как институт должен иметь социальную миссию,
которая расширяет его функционал за пределами хранилища, выводит
его из тени, делает социально-активным и значимым».
Лебедева Н.М.:
- К сожалению, ряд наших гостей покинул наше мероприятие, ввиду
дальней поездки, и мы хотели бы от имени Министерства искусства и
культурной политики Ульяновской области поблагодарить наших
гостей из соседних регионов за участие и вручить благодарственные
письма: Горохову С.Н. – директору Центрального государственного
архива аудиовизуальных документов Республики Татарстан; Алексееву
К.А. – начальнику отдела по обеспечению сохранности электронных и
кинодокументов Государственного архива электронной и
кинодокументации Чувашской Республики; Галкину А.В. – начальнику
отдела маркетинговой и культурно-образовательной деятельности
Государственного архива электронной и кинодокументации Чувашской
Республики; Евграфовой И.Н. – заместителю директора
Государственного исторического архива Чувашской
Республики.
Евграфова И.Н.:
- Спасибо огромное за теплый прием, надеюсь, что мы не последний
раз встречаемся. Ждем вас на чувашской земле на своем круглом
столе и тема у нас схожа. Спасибо Яну Феликсовичу за подробный
анализ своей деятельности, у нас есть чему у вас
учиться.
Вопросы к Мазитову Я.Ф.
Буренкова Л.М.:
- Мы прочитали у вас на сайте, что читальный зал работает без
выходных дней за счет сокращения санитарных дней, когда же вы
успеваете укладывать дела?
Мазитов Я.Ф.:
- У нас предусмотрен один санитарный день в месяц, но мы работу
постарались оптимизировать таким образом, чтобы и в использовании
в читальных залах, и в хранении делам без дела не лежать,
продумана логистика передвижения дел по архиву.
Буренкова Л.М.:
- Кто у вас занимается логистикой?
Мазитов Я.Ф.:
- Больше всего отдел хранения и учета.
Буренкова Л.М.:
- Как осуществляется у вас работа в выходные дни и в вечернее
время?
Мазитов Я.Ф.:
- Согласно трудовому кодексу.
Бурмистрова О.В.:
- Какой у вас новый график работы читального зала?
Мазитов Я.Ф.:
- У нас четверг продленный день – с 11.00 до 18.00, все остальные
дни – с 9.30 до 17.00 и одна суббота у нас рабочая – с 11.00 до
17.00. Причем суббота пользуется большой популярностью, поскольку
приходят желающие, кто среди недели в рабочее время не успевает.
Приглашаем всех к нам в гости, мы готовы к совместным проектам,
готовы провести экскурсию по нашему архиву для коллег. Хочется
отметить про размещение государственного архива Ульяновской
области, я по поводу, что пока вы не имеете собственного здания,
но чем больше проблем, от этого интереснее их решать, у вас
большие перспективы.
Слово предоставляется Маркелову А.Б.:
- «Основные направления информатизации в деятельности
государственных архивов Ульяновской области: состояние и
перспективы развития». Данным направлением работ в учреждении
занимается сектор информационных технологий.
Первым этапом организации работы, как, наверное, и во многих
государственных архивах, явилось внедрение программного комплекса
«Архивный фонд», которое началось в 2002 году с установки версии
3, позволяющей, помимо поддержки автоматизированного
государственного учета архивных документов, автоматизировать все
виды научно-справочного аппарата к документам архива. Ввод в базу
данных (БД) осуществлялся на уровне фондов и описей.
В апреле 2009 года архив получил программный продукт «Архивный
фонд» версии 4. При конвертации БД из 3-й версии возникло много
проблем. Ошибки и отклонения от типовой схемы заполнения полей в
третьей версии системы повлекли за собой неправильную загрузку
базы в четвёртую версию программы. Поэтому при переходе на 4-ю
версию программы пришлось проверять заполнение всех полей,
формирование справочников и отчетов в 4-й версии «Архивного
фонда». Отголоски неправильной конвертации выявляются до сих пор.
В настоящее время используется версия 4.3, позволяющая работу с
базой данных в многопользовательском режиме. Программный комплекс
получил широкое применение в работе всех структурных
подразделений архива (имеется 6 рабочих мест: 3 – в отделе
обеспечения сохранности, 1 – в читальном зале, 2 – в секторе ИТ).
В базу данных введено 3 612 фондов, 6 755 описей (это 100 %
фондов и описей) и 66 260 единиц хранения (примерно 10%). Ввод
информации продолжается в плановом порядке.
Создание в 2012 году сайта учреждения на коммерческом хостинге
стало следующим этапом в информатизации учреждения. Появилась
возможность удаленного доступа к архивной информации, размещение
путеводителей по фондам, фотодокументальных электронных выставок
и книг, тематических баз данных, проведения акций (таких как
«Сохраним историю вместе», «Народная победа!»), организации
исполнения социально-правовых запросов граждан по электронным
каналам связи.
Для более эффективного использования архивной информации
появилась необходимость перевода архивных документов в
электронный формат, к чему мы и приступили в конце 2012 года с
приобретением за счет средств бюджета Ульяновской области
планетарного сканера Microbox book2net Spirit в комплекте с
рабочей станцией. В настоящее время производится оцифровка описей
(оцифровано 4 672 описи, примерно 70%), доля отсканированных дел
незначительна (253 дел из 635 966). Отсканированные описи по
управленческой документации имеются в свободном доступе на сайте,
по личному составу – только для работников и исследователей в
читальном зале.
Создание тематических электронных баз данных – еще одно
направление в работе нашего архива. В настоящее время имеется 4
базы данных, содержащих 222 256 записей.
Оцифровка описей и создание электронного фонда пользования
потребовала значительных объемов дискового пространства, в связи
с чем в 2015 году и был приобретен серверный накопитель,
выполненный на RAID 5 на 8 Тб. Это также позволило разграничить
доступ пользователей архивной информации в электронном виде как
работников подразделений архива, так и исследователей читального
зала.
В этом году нам одобрили заявку в федеральную целевую программу
«Культура России» на оцифровку архивных документов. Согласно ФЦП
нам выделено 1 млн. рублей. Работа должна быть выполнена с
привлечением сторонней специализированной организации в 4
квартале этого года. В рамках бюджета данной услуги была
проведена работа по подготовке к оцифровке: произведен полистный
просмотр дел для точного расчета количества страниц, выявления
угасающего текста, двухсторонних листов, установки ограничений
доступа и возможности сканирования без расшивки.
Проблемы архива (всех архивов) – это слабое финансирование,
дефицит ИТ-специалистов, но, несмотря на это, мы видим
перспективы развития ИТ в ГАНИ УО в следующем:
• ввод информации в программный комплекс «Архивный фонд» на
уровне единиц хранения;
• продолжение создания электронного НСА;
• создание электронного фонда пользования, как своими силами, так и с привлечением сторонних организаций;
• создание новых и расширение уже существующих тематических баз
данных;
• модернизация и дальнейшее продвижение сайта, организация на
сайте удаленного доступа к электронным документам и базам данных;
• создание электронного читального зала.
Слово предоставляется Демкину В.А.:
- Добрый день, уважаемые коллеги. Государственный архив
Ульяновской области тоже не стоит на месте в сфере информатизации
и хотел бы поделиться опытом архива. Внедрение информационных
технологий в практику работы госархива Ульяновской области
является одним из перспективных направлений развития
учреждения.
Автоматизацию деятельности ОГБУ «ГАУО» условно можно разделить на
несколько направлений: автоматизация учета архивных документов,
создание информационно-поисковых систем, оцифровка архивных
документов, автоматизация в области использования документов,
межведомственного электронного взаимодействия.
Наиболее значимым направлением в области продвижения
автоматизированных архивных технологий является внедрение 4-ой
версии программного комплекса «Архивный фонд» для ведения
автоматизированного государственного учета архивных документов. С
1999 года в программный комплекс введена информация о 5 402
фондах и 8 960 описях, в 2015 году осуществляется ввод информации
на уровне заголовков дел.
Следующее направление – создание информационно-поисковых систем.
Автоматизированные информационные системы способствуют
оперативному поиску информации без обращения к архивным
документам и сохранению оригиналов документов. Первые шаги по
созданию баз данных были предприняты в 1994 году с момента
поставки госархиву первого компьютера-ПЭВМ-286/20. С выходом в
первой половине 90-х годов ХХ века федерального закона «О
реабилитации жертв политических репрессий» и значительным
увеличением обращений граждан по вопросу подтверждения факта
репатриации и нахождения в плену во время Великой Отечественной
войны 1941-1945 гг. руководством архива было принято решение о
первоочередном создании двух баз данных «Арена» и «Ретро». В базу
данных о репатриации и нахождению в плену внесено 23 857 фамилий.
В базу данных о лицах, подвергшихся политическим репрессиям в
период с 1925 по 1937 годы, внесены сведения по 24 819
жителям.
Создание и внедрение технологии баз данных облегчило поиск
сведений о лицах, подвергшихся политическим репрессиям, о
репатриированных и находящихся в плену гражданах, позволило
реализовать их право на льготы. А продолжавшаяся в течение 4-х
лет работа по заполнению базы данных «Ретро» позволяет не только
оперативно осуществлять поиск нужной информации при исполнении
социально-правовых запросов граждан, но и принять участие в
подготовке «Книги памяти жертв политических репрессий».
В настоящее время в архиве используется и заполняется 15 баз
данных: учетных (5 БД), тематических (9 БД),
информационно-поисковых (5).
А внедрение приобретенной в этом году программы «Фотокаталог»
откроет возможности не только быстрого поиска фотодокументов по
любой тематике, но и позволит обеспечить их сохранность,
доступность, а также использование в культурно-просветительских
целях (для подготовки презентаций, выставок, обучающих
материалов).
Актуальная архивная информация доступна пользователям в
социальных сетях «ВКонтакте», Twitter, Facebook, Live Journal.
В 2005 году по программе поддержки архивных учреждений
Правительством Ульяновской области для нужд архива был приобретен
планетарный сканер «ЭларПланСкансерия А» версия 3.2, и с момента
его приобретения в учреждении начата оцифровка архивных
документов. Используя собственные ресурсы, учреждение своими
силами проводит оцифровку как научно-справочного аппарата, так и
самих документов, создает электронный фонд пользования. В
настоящий момент оцифровано 7 669 описей, что составляет 46 % от
общего количества описей, намеченных к оцифровке. В первую
очередь оцифровываются уникальные, ветхие, наиболее
востребованные и часто используемые документы. Перевод в
электронный вариант научно-справочного аппарата к архивным
документам завершится к 2016 году.
На сегодня оцифровано 8 941 единица хранения, в их числе
уникальные документы, что составляет 0,9% от общего числа
архивных документов. Этот массив информации доступен
пользователям через электронный читальный зал, который
располагается на сайте учреждения.
В 2014 году в рамках федеральной целевой программы «Культура
России» корпорацией «Элар» оцифровано 150 тыс. страниц
метрических книг. Для сохранения оцифрованного электронного
массива документов учреждением приобретено сетевое хранилище с 8
жесткими дисками общим объемом 32 Тб, а также проложена локальная
вычислительная сеть для межведомственного оперативного
взаимодействия специалистов учреждения между учреждениями области
и региона.
Одним из важных направлений работы учреждения является
функционирование сайта архива, он создан на бесплатной основе,
без привлечения сторонних интеллектуальных и финансовых ресурсов.
Сайт был зарегистрирован в июле 2010 года и рассчитан как на
рядовых пользователей Интернета, так и на работников архивных
учреждений, и отражает работу архива по всем направлениям.
Информация постоянно обновляется и пополняется. Через удобную
систему навигации можно воспользоваться всей справочной
информацией об учреждении, выложенных базах данных, постоянно
обновляющейся новостной лентой, размещенных сведениях об архивных
проектах, о знаменательных событиях архивной жизни, виртуальных
выставках к знаменательным датам Симбирского-Ульяновского края (в
настоящий момент их 19). В электронном виде выложены уникальные
документы, находящиеся на хранении в учреждении. На сайте
располагаются аудиозаписи радиопередач, вышедших в средствах
массовой информации по документам архива. Имеется счетчик
обращений к интернет-сайту и страничкам со справочной
информацией. О популярности сайта можно судить по его
посещаемости с момента размещения электронных образов описей
дореволюционного периода в рубрике «Читальный зал» осенью 2014
года количество обращений к сайту возросло в два раза с 95 423 в
прошлом году до 87 876 тыс. в 1-ом полугодии этого года. Можно
сказать, что растет интерактивное взаимодействие архива с
пользователями сайта.
Используя технологию оцифровки документов, госархив поднял на
новый уровень публичную деятельность. За последний год архивом
подготовлено более 20 виртуальных выставок. К 70-летию Победы
разработан мультимедийный интернет-проект «Солдаты Победы», в
который вошли 8 тематических презентаций, поэтическая вкладка из
70-ти стихотворений военного периода, фотогалерея из двух рубрик
«Памятники в честь Победы в Великой Отечественной войне в г.
Ульяновске» и «Нам на долю досталась нелегкая участь солдат», 84
фотографии, онлайн–викторина «Ратный подвиг Симбирян-Ульяновцев
XVII-XX веков».
Большим интересом пользуется онлайн-викторина «Нескучная
история», которая выложена в сети Интернет. Проект «Нескучная
история» направлен на распространение и популяризацию изучения
родной истории среди жителей Ульяновской области. Базы данных
проекта могут пополняться за счет поступивших авторских вопросов
жителей Ульяновской области. На данный момент в базе викторины
числится 154 вопроса. Сейчас на сайте представлены три версии
викторины: «Нескучная история. Полная версия»; «Нескучная
история. Школьная версия»; «Нескучная история. Павловский
район».
Следующим важным этапом информатизации архивной деятельности
является создание электронного документооборота. В соответствии с
Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг»
государственный архив Ульяновской области с июля 2012 года
взаимодействует в электронном виде по оказанию государственной
услуги – исполнения социально-правовых запросов граждан с
отделением Пенсионного фонда РФ в Ульяновской области. Обмен
осуществляется по закрытому каналу связи с использованием средств
криптографической защиты информации программного комплекса VipNet
с функцией шифрования и электронно-цифровой подписью. За 1-е
полугодие 2015 года исполнено 1254 запроса полученных по деловой
почте, это на 30 запросов больше по сравнению с прошлым
годом.
Основной проблемой в развитии информатизации госархива остается
слабая материально-техническая база, отсутствие опыта и
достаточной квалификации специалистов в освоении архивных
автоматизированных технологий. И все же, несмотря на очевидные
трудности, столь же очевидной остается тенденция дальнейшего
внедрения новейших информационных технологий в практику работы
госархива Ульяновской области. Продолжение информатизации архива
позволит увеличить эффективность работы архива до уровня
федеральных российских архивов. Оснащение читального зала
современным оборудованием для использования оцифрованных описей и
документов значительно ускорит поиск информации и обеспечит
сохранность архивных документов. Перспективой информатизации
госархива видится более разнообразное использование
информационных технологий в архивном деле и постепенном их
проникновении во все направления архивных работ. Таких как:
комплектование архива и экспертиза ценности документов, создание
и внедрение информационно-поисковых архивных справочников по всем
документам архива в целях ускорения процессов поиска информации,
учет документов архива и контроль за обеспечением сохранности
документов, создание страхового фонда и фонда пользования
документами.
Мазитов Я.:
- Здесь еще интересен вопрос о том, что на сегодняшний день
создание страхового фонда (как мы все знаем) законодатели
обязывают нас делать на микрофишах, поскольку страховой фонд в
электронном виде на сегодняшний день не является самым надежным.
Завершая наше обсуждение, предлагаю вам высказаться, если у вас
есть какие-то вопросы, мнения, с радостью постараюсь
ответить.
Лебедева Н.М.:
- Разработкой сайта вы занимались самостоятельно или нанимали
специалистов и какова цена вопроса?
Мазитов Я.Ф.:
- Мы привлекали специалистов, так как считаем, что мы должны
заниматься архивным делом, а сайтом – профессионалы в своем деле.
Цена сайта – около 200 тысяч рублей.
Романова Г.В.:
- Доступ пользователей к оцифрованным материалам, в частности,
метрических книг, как у вас осуществляется: на платной,
бесплатной основе или через госуслугу?
Мазитов Я.Ф.:
- Если вы говорите о сайте «Поколение Пермского края», где
выложены образы метрических книг, то это абсолютно бесплатно. На
сайте поиск осуществляется по фамилии. Что касается работы с
метрическими книгами в читальном зале, это тоже бесплатно. Если
книги в плохом физическом состоянии, то они не выдаются, а
предоставляются электронные копии. У нас есть интерактивный
читальный зал, оснащенный компьютеризированными рабочими местами.
Карты мы тоже перевели в электронный вид, и подлинники стараемся
не выдавать в читальный зал.
Лебедева Н.М.:
- Скажите, бесплатно выложить образы метрических книг – это
позиция вашего архива или позиция правительства? Просто позиция
по этому вопросу в стране не однозначна, в том числе федерального
архива. Мы знаем, что некоторые архивы предоставляют метрические
книги на платной основе, например, Санкт-Петербург. Мы
естественно подчиняемся правительству и не можем действовать
по-другому.
Мазитов Я.Ф.:
- Сразу скажу, что портал «Поколение Пермского края» мы считаем
«нашим», поскольку там документы нашего региона, но вообще
правообладателями его является агентство по делам архивов
Пермского края, и создавался проект по инициативе Правительства
Пермского края. Изначальная позиция Правительства была такова,
что эти документы выкладываются на безвозмездной основе. Мы это
поддерживаем, поскольку это популяризация архивных документов и
истории, формирование мемориальной культуры. Но портал
развивается, там появляются новые возможности, мы тоже принимаем
в этом участие и научно-методическое, и техническое. В будущем
планируется создание личных кабинетов на портале «Поколение
Пермского края», позволяющие в электронном виде формировать
генеалогию, привязывать к записи скан метрической книги и т.д. И
вот здесь уже, конечно, мы обратились к опыту зарубежных архивов
и подобного рода ресурсам, где доступ к архивным материалам
платный. Там есть демо-версии (т.е. некоторое время ресурсом
можно воспользоваться бесплатно), что, в общем, логично – это
вписывается в русло и активизации, приносящий доход деятельности,
и в мировые тренды. Но пока это перспектива, и в ближайшие
год-два мы не планируем делать этот ресурс платным.
Вообще у нас впереди еще много интересных проектов, в частности
расскажу про фестиваль «АРХИВкусно». Мы нашли ресторанные меню
дореволюционного периода, нашли рецепты в открытых источниках и
хотим провести «кулинарную реконструкцию», привлекая для этого
Пермских рестораторов. Спасибо за внимание.
Лебедева Н.М.:
- Завершая сегодняшнее мероприятие, мы также всех благодарим за
содержательный, интересный семинар, на котором мы узнали много
нового и интересного, что несомненно пригодится нам в работе. И
разрешите вручить благодарственное письмо Мазитову Я.Ф. –
главному хранителю архива Пермского края за участие в V
Международном культурном форуме «Креативный регион – сильная
страна» в г. Ульяновске, надеемся на дальнейшее сотрудничество.