Председатель Сибирского отделения РАН академик Александр Леонидович Асеев на страницах «Вестника Российской академии наук» рассказал о работе СО РАН в условиях реформирования. Информация о научных и организационных достижениях сибирских ученых не теряет актуальности и вызывает большой интерес со стороны общественности.

Хочу рассказать о работе Сибирского отделения Российской академии наук в условиях реформирования. СО РАН — высокоинтегрированная, высокоэффективная научная структура с мировой известностью. Основу её составляют научные школы, о которых только что говорил Ж.И. Алфёров. Суммарный вклад институтов Сибирского отделения и Академии наук в целом в экономику страны ещё предстоит оценить, но ясно, что он весьма существен. Приведу только один пример. Методика гидроразрыва пластов (а в нефтедобыче это одна из важнейших технологий) была предложена в послевоенные годы одним из отцов-основателей Сибирского отделения Академии наук академиком С.А. Христиановичем, что признано во всём мире.

Сегодняшние достижения СО РАН также говорят о высоком уровне исследований в наших институтах.

В Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера достигнута рекордная для магнитных ловушек открытого типа величина электронной температуры — 900 эВ. Этот результат, полученный совместно с нижегородским Институтом прикладной физики, открывает хорошие перспективы для создания реакторов ядерного синтеза на базе ловушек, имеющих простейшую с инженерной точки зрения осесимметричную конфигурацию магнитного поля.

Институт автоматики и электрометрии успешно работает над созданием нового класса воло­конных лазеров со случайной распределённой обратной связью. Они имеют высокую абсолютную эффективность генерации (~70%), предельную (~100%) относительную квантовую эффективность. Этот результат отмечен журналом “Optics and Photonics News” в качестве одного из двух главных достижений по лазерам 2014 г.

В Институте физики полупроводников им. А.В. Ржанова создана квантовая система “кадмий—ртуть—теллур”, представляющая собой основу для фотоприёмников второго и третьего поколений. Исключительно важны и полученные для этой системы результаты фундаментального характера. Как оказалось, электрический транс­порт осуществляется в ней новым типом частиц — безмассовыми фермионами.

Несколько результатов прикладного характера. Наш Конструкторско-технологический институт научного приборостроения давно занимается аддитивными технологиями. Здесь создан лазерный технологический комплекс для измерения геометрии и обработки изделий с произволь­ной формой трёхмерной поверхности. В своё время он был изготовлен по заказу Аэрокосмической корпорации Китая. Аналогичная система создана для ОАО “Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнёва”. По совокупности параметров она превосходит известные аналоги российского и зарубежного производства.

В Институте химии твёрдого тела и механохимии разработан экстракционно-полиольный метод синтеза поверхностно-модифицированных наночастиц металлов. На основе данного метода созданы электропроводящие чернила для струйной печати для формирования электропроводящих элементов и покрытий на плоских подложках с целью создания функциональных материалов и устройств в электронике, приборостроении, авиации, космической технике.

На основе исследований и разработок Института катализа им. Г.К. Борескова в Алтайском крае создано первое в России производство мощностью 1500 т в год катализаторов гидроочистки нефтяных фракций в соответствии с нормами Ев- ро-4 и Евро-5.

Ещё один практический результат относится к проблеме безопасности. Томскими институтами под руководством академика Г.В. Саковича создана аппаратура дистанционного обнаружения следов азотсодержащих взрывчатых веществ. Действующий макет этой системы испытан в условиях реального пассажиропотока железнодорожного вокзала Томск-1. Зарубежных аналогов аппаратуры нет.

Эффективна наша совместная работа с Отделением сельскохозяйственных и Отделением медицинских наук. Например, Алтайский научно- исследовательский институт сельского хозяйства использует геоинформационные системы, глобальные системы позиционирования и дистанционного зондирования Земли в своей практической работе по развитию так называемого точного земледелия.

Хочу напомнить о двух результатах, упоминавшихся в ходе недавней Научной сессии Общего собрания РАН по проблемам Арктики. Один из них связан с очень сложным геологическим исследованием дна Северного Ледовитого океана (руководители работ — академик Н.Л. Добрецов и член-корреспондент РАН В.А. Берниковский). Речь идёт о хребте Ломоносова и о котловине Менделеева. Полученные результаты служат основанием для того, чтобы Россия могла претендовать на участок акватории Северного Ледовитого океана площадью около 1 млн. км2.

Очень важная работа проведена нашими геологами на Ямале. Глобальное потепление климата сопровождается необычными и опасными явлениями. В частности, в 2014 г. недалеко от участков газодобычи на Ямале обнаружен Ямальский кратер, образовавшийся, по предварительным данным, вследствие лавинного выброса метана в узле пересечения тектонических разломов.

У нас есть хорошие возможности для пополнения научных кадров. Молодые сотрудники Сибирского отделения достигают высоких результатов. В частности, старший научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины Н.А. Кузнецов удостоен премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных. В 2014 г. академик А.П. Деревянко удостоен Большой золотой медали РАН. Словом, в Сибирском отделении есть необходимый сплав опыта и мудрости старшего поколения и энергии и дерзости молодых. Это наше громадное достояние.

Несколько слов о научно-организационной деятельности. В этой связи не могу не отметить, что интернет-сайт СО РАН является лучшим научным сайтом в России, обгоняя сайт Российской академии наук (он на втором месте), и занимает заметное место в Европе и в мире.

Важное обстоятельство, которое мы должны иметь в виду, — зарубежная оценка РАН как научной организации. Хочу вам показать рейтинг научного индекса. Российская академия наук находится на 21-м месте, а все остальные научные организации нашей страны гораздо ниже, в том числе и научно-образовательные структуры, подвергшиеся реформированию. Можно оценить, насколько мы провалимся в рейтинге, если реформы будут двигаться по пути, намеченному летом 2013 г. Хорошо, если Федеральное агентство научных организаций попадёт в первую тысячу этого рейтинга. В то же время Российская академия наук имеет все возможности быстро подняться, по крайней мере, на 5—10 мест выше в этом рейтинге.

Вам известны итоги заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию в декабре 2014 г. Я хотел бы обратить внимание на принцип “двух ключей”, выдвинутый Президентом РАН В.Е. Фортовым. Реализация этого принципа — задача важнейшая. Не дожидаясь соответствующего правительственного постановления, мы передали и в Академию наук, и в Правительство РФ предложения, связанные с правилом “двух ключей”. Академия наук, на мой взгляд, должна отстаивать три абсолютно ясные позиции, потому что аппарат Правительства вовсе не горит желанием давать академии какие-то дополнительные полномочия.

Первое. Согласно Федеральному закону № 253 Российская академия наук осуществляет научно- методическое и научно-организационное руководство научными организациями, подведомственными ФАНО России, и образовательными организациями высшего образования, подведомственными Министерству образования и науки РФ. Я бы очень хотел, чтобы мы все осознали, насколько важна и серьёзна эта задача, насколько большая ответственность на нас возлагается этой строчкой закона.

Второй пункт. Все решения по реструктуризации сети научных организаций, подведомственных ФАНО России, включая их объединение, реорганизацию и ликвидацию, принимаются совместным взаимосогласованным решением РАН и ФАНО и в соответствии с действующими регламентами взаимодействия РАН и ФАНО. Это принципиальная позиция, потому что в регионах, в частности в институтах и научных центрах Сибирского отделения, идёт мощная работа и с руководством научных центров, и с руководством институтов, чтобы любые, в том числе разрушительные, варианты реструктуризации провести в жизнь.

Наконец, третий пункт наших предложений. Российская академия наук организует и проводит конкурсы междисциплинарных, интеграционных и научно-исследовательских проектов по актуальным проблемам развития науки и техники, проектов по программам РАН; организует и координирует программы совместной работы с научными организациями и ведущими университетами России, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и дальнего зарубежья. Это громадный участок работы. Нас не поймут, особенно наши ближайшие соседи, с которыми мы когда-то работали вместе, если Академия наук откажется от такой работы, передав все эти функции ФАНО, которое пока не очень гото­во к тому, чтобы заниматься ими на должном уровне.

Очень серьёзную задачу удалось решить в самом конце прошлого года: 10 лет нам потребовалось, чтобы продвинуть проект реализации Национального гелиогеофизического комплекса на базе Института солнечно-земной физики в Иркутске. Это очень важное направление, связанное с физикой Солнца, состоянием ионосферы, контролем околоземного космического пространства, задачами оборонной безопасности и т.д. 26 декабря 2014 г. Д.А. Медведев подписал постановление Правительства РФ о бюджетных ассигнованиях на проектирование и строительство этого комплекса. Объём инвестиций превышает 7 млрд. руб. В связи с этим хочу выразить глубокую благодарность руководителю Федерального агентства научных организаций за то, что ФАНО поддержало этот проект и сделало всё для его реализации.

В прошедшем году Президент РФ В.В. Путин дал поручение по проведению комплексной экспедиции РАН в Республике Саха (Якутия) с участием институтов Российской академии наук.

Важное событие состоялось в Томске. 14 января 2015 г. на выездном заседании Правительства РФ была одобрена концепция создания в Томской области инновационного территориального центра “ИНО Томск”. Важно отметить, что институты Томского научного центра обеспечивают научное сопровождение программы “ИНО Томск”, выполняя проекты “Здоровье человека России”, “Создание перспективных материалов для новых технологий и надёжных конструкций”, “Электроразрядные, пучково-плазменные, лазерные технологии и средства экологического мониторинга для развития производственно-хозяйственного комплекса Сибири и Дальнего Востока”. Если реструктуризация научных учреждений здесь и будет проводиться, то в интересах развития этой очень важной программы “ИНО Томск”.

20 августа 2014 г. Правительством РФ принято решение о создании Федерального научного центра углехимии. Мы предлагаем организовать этот центр на базе институтов Кемеровского научного центра СО РАН. Это тот случай, когда реструктуризация приводит к новому качеству работы институтов, предлагающих эффективные способы глубокой переработки угля Кузбасса, получения продуктов с более высокой добавленной стоимостью.

В июне 2014 г. на международном форуме “Технопром-2014” в Новосибирске был подписан меморандум о сотрудничестве между СО РАН и Фондом перспективных исследований. Работа с этим Фондом сейчас идёт очень активно, мы возлагаем большие надежды на продуктивное взаимодействие.

19 марта 2014 г. в Томске было подписано соглашение о сотрудничестве и партнёрстве между СО РАН и Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации “Сибирское соглашение”, объединяющей все регионы Сибири. Для нас оно имеет большое значение, потому что мы чувствуем свою востребованность и имеем поддержку региональных властей.

Очень важным для нас явилось решение правительства Новосибирской области о включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации достопримечательного места — это “новосибирский Академгородок”. На протяжении двух десятилетий вокруг судьбы Академгородка, который обладает дорогостоящими и высоколиквидными имущественными и земельными ресурсами, велись ожесточённые споры, “бои” местного значения. Сейчас мы наконец получаем закон, который защищает федеральную собственность и неповторимый научный дух и конкурентоспособность новосибирского Академгородка.

Ещё одно приятное событие: нам вернули Дом учёных СО РАН.

Жильё для научных сотрудников у нас строится: в прошлом году сдано два дома в новосибирском Академгородке, а всего за последние три года улучшили жилищные условия 1172 семьи сотрудников институтов и организаций СО РАН.

Сибирское отделение в текущем году переходит от интеграционных проектов к интеграционным программам федерального, отраслевого и регионального уровня. В числе последних вновь отмечу программу “ИНО Томск”. Важны для нас и научно-образовательные интеграционные программы в регионах, о которых говорил академик В.А. Садовничий.

Последнее, о чём я хотел сказать, относится к проблемам реструктуризации. Президиум СО РАН провёл пять заседаний, на которых очень подробно обсуждались не только варианты реструктуризации, но и проблемы подготовки научных программ. Принципы, по которым надо было бы проводить реструктуризацию, должны быть выработаны в совместной работе РАН и ФАНО. Нынешнее состояние характеризуется хрупким балансом между двумя противоречивыми тенденциями: с одной стороны, совместным принятием взаимоприемлемых решений, а с другой — стремлением сугубо административного решения спорных вопросов. На наш взгляд, неприемлемо проведение реструктуризации с разрушением сложившейся высокоинтегрированной, высокоэффективной системы научных учреждений, о чём я говорил в самом начале, с фактической ликвидацией жизненно важных для развития регионов научных центров и академических институтов.

Академик А.Л. Асеев