В сентябре 2015 года Российской академией наук было учреждено новое почетное звание "профессора РАН". Звание присуждается Президиумом академии за научные достижения и активное участие в развитии и продвижении российской науки. Целью нововведения было привлечь молодых ученых (в возрасте до 50-ти лет)с активной социальной позицией и стремлением развивать науку. 18 ноября в Синем зале РАН проходил Симпозиум профессоров академии, посвященный определению итогов деятельности ученых, получивших это звания с момента избрания в академию. Участники собрания обсудили результаты научной деятельности, достигнутые учеными за прошедший год, и определили приоритеты на дальнейшую работу академии в 2017 году. Почетными гостями симпозиума стали Министр образования Ольга Васильева и президент Российской академии наук Владимир Фортов. 

Открыл симпозиум президент академии. В своем вступительном слове он сразу же отметил и высоко оценил деятельность тех ученых, которым было присвоено почетное звание профессора РАН. Этими учеными стали лидеры в своей области, причем, как отметил Фортов, именно лидерство в той или иной сфере науки стало главным критерием при отборе кандидатов на получение звания. Введение звания действительно принесло свои плоды и выполнило главную цель - в академию были привлечены многие выдающиеся ученые, ранее не связанные с РАН, но сумевшие добиться колоссальных успехов в научных исследованиях и открытиях. Поздравив всех присутствующих с плодотворным для науки годом работы, Фортов напомнил, как давно Академией наук был поставлен вопрос о введении этого звания и как много усилий пришлось приложить для осуществления проекта, который сейчас успешно действует. 

Тот уровень, которого в своей деятельности достигли профессора РАН за этот год, ни в коем случае не должен понижаться, поэтому сегодня академия должна определить задачи и перспективы своего дальнейшего развития и своей деятельности. Президент РАН отметил несколько важных задач, с которыми обладателям почетного звания и всей академии наук в целом придется столкнуться в наступающем году. В первую очередь Владимир Фортов отметил важность выработки баланса между прикладными и фундаментальными науками. Не менее важной он считает также необходимость усиления компонента независимой экспертизы, помогающей решать многие важные задачи, поставленные перед органами исполнительной власти. Президент РАН отметил, что государство ждет от академии помощи в решении вопросов в военной сфере, медицинской отрасли, выработке стратегии действия в Арктике. Поэтому профессоры РАН должны быть готовы к решению любых задач и участию в разработке самых разных проектов, направленных на развитие науки и внедрение ее достижений в жизнь нашей страны. 

Владимир Фортов обратил внимание и на популяризацию науки: общество ждет от академии демонстрации ее деятельности, подробных описаний проектов, исследований и изобретений, над которыми работают российские ученые. Необходимо предоставлять обществу полный отчет о жизни и работе РАН и разъяснять, почему и для чего академия работает над тем или иным проектом. 

Подчеркнув, что академия построила тесные и доверительные отношения с новым министром образования, Ольгой Васильевой, Фортов рассказал о солидарности РАН со многими реформами и проектами, которые министр предлагает воплотить в жизнь. Одним из таких проектов является совершенствование учебников для школьников и студентов российских образовательных учреждений. Министр и академия уверены, что сейчас необходимо создавать такие учебные и научные пособия, которые полностью опираются на науку, и помещать в них реальные сведения и факты, полученные наукой на протяжении долгих лет исследований. В эпоху, когда мы все чаще встречаемся со лженаучным знанием, Российская академия наук должна взять на себя задачу проводить научную экспертизу российских учебников и тем самым создать качественные учебные материалы, которые смогут воспитать в молодом поколении тягу к науке и умение отличить реальное от ложного. 

Владимир Фортов, президент РАН

Министр образования Ольга Васильева также посетила собрание профессоров РАН. Она согласилась с тем, что введение академией звания "профессор РАН" действительно привело к достижению тех целей, к которым стремилась прийти академия, принимая это решение. После введения почетного звания, по мнению Васильевой, Российская академия наук смогла реализовать многие научные задачи, а также разработать проекты, над которыми профессоры РАН и рабочие группы академии будут работать в ближайшем будущем. Все эти проекты, осуществляемые лучшими представителями российской науки, действительно развивают и двигают вперед нашу науку. Васильева высоко оценила появившуюся возможность работать с выдающимися деятелями науки на благо общества и российского образования. Она выразила надежду, что присутствующие на симпозиуме ученые присоединятся к реализации тех научных нововведений, которые планируется осуществить для совершенствования как среднего, так и высшего образования в России. Вновь поднимая тему необходимости проведения научной экспертизы для улучшения качества материала, предлагаемого российскими учебниками, министр образования призвала молодых ученых принять в этом участие и тем самым способствовать развитию молодого поколения. 

Ольга Васильева также продолжила поднятую Владимиром Фортовым тему важности популяризации науки и распространению информации о научных исследованиях, проводимых академией. Она обратила внимание и на то, что раньше в России издавались замечательные журналы и книги - как для детей, так и для взрослых, - которые прививали им любовь и широкий интерес к науке. Отвечая на вопросы журналистов о планах и идеях популяризации науки, Ольга Юрьевна отметила, что подобные журналы и книги, способные простым языком рассказать о сложном и интересно подать научные знания, стоит возродить и распространять среди школьников и студентов с целью привить им интерес и жажду постижения науки. 

Ольга Васильева, министр образования РФ

В продолжение симпозиума членами академии и профессорами РАН были представлены доклады, посвященные определению приоритетов развития Российской академии наук. Спикеры предлагали свои идеи и проекты для дальнейшей деятельности РАН. Перед ними была поставлена важная задача - оценить результаты и достижения академии за прошедший год и выявить те задачи и цели, которых необходимо достичь в ближайшем будущем. 

Докладчики обратили внимание на перспективы совершенствования аспирантуры в российских вузах. Предлагалось создать исследовательскую аспирантуру, в которой основной деятельностью аспирантов станут именно практические исследования в тех или иных сферах науки. Это позволит будущим ученым научиться не только теории своего предмета, но и применению полученных как в магистратуре, так и в первые года аспирантуры знаний в своей сфере. 

Что касается перспектив популяризации науки, которым так много внимания уделили Владимир Фортов и Ольга Васильева, члены академии также отметили свою озабоченность этим вопросом. Профессоры РАН принимают активное участие в мероприятиях, посвященных популяризации науки - лекциях, фестивалях науки, приходят в гости на телевидение или радио, пишут статьи для журналов и газет. Но, как отметил докладчик, это они делали и до того, как получили новое почетное звание. Сейчас же они хотят уделить этому более серьезное внимание и потому предложили проект "Пресс-службы РАН". 

Большинство сотрудников научных организаций, заявляющих о своей возможности результативно популяризировать науку, на самом деле с этой задачей не справляются, так как не могут популярно рассказать о явлениях и достижениях науки. Особенность предлагаемой "Пресс-службы РАН" состоит в том, что сотрудников для этого проекта будут готовить сами профессора РАН, проводя специальные тренинги. Более того, сами профессора РАН будут работать вместе с сотрудниками пресс-службы: все пресс-релизы и прочие материалы будут создаваться под четким надзором профессоров и тех ученых, о деятельности которых будет написано в материале пресс-службы. Это позволит журналистам из других изданий наиболее точно передать информацию о сложных научных проектах и исследованиях, проводимых в РАН, а также обо всех мероприятиях и собраниях.

Также для популяризации науки члены академии предложили создать специальный музей достижений РАН, который позволил бы наглядно продемонстрировать обществу результаты деятельности Академии наук. Что касается проектов для СМИ, то планируется создать цикл телепередач, посвященных российским ученым, как прошлых столетий, так и современным. Предлагается вынести на телевидение тему лженауки и рассказать о результатах и способах борьбы с ней. 

Таким образом, введение в прошлом году почетного звания "профессор РАН" действительно привлекает молодых ученых, помогает сплотить выдающихся исследователей на реализацию важных для развития и популяризации науки проектов. Отмечая сложность внедрения этих проектов в жизнь, президент Российской академии наук Владимир Фортов отметил, что для тех ученых, которые претендуют или уже имеют это звание, наука всегда должна быть на первом месте. Только в этом случае ученый, носящий звание профессора РАН, сможет это звание полностью оправдать. Вся его жизнь и все его время должно быть направлено на научную деятельность, которая сможет продвинуть российскую науку вперед и вывести ее на новый уровень. 

Ольга Васильева, министр образования РФ; Владимир Фортов, президент РАН

 

Андрей Наумов, профессор РАН

Ирен Кузнецова, профессор РАН

Максим Литвак, профессор РАН

Андрей Соболевский, профессор РАН

Юрий Ковалев, профессор РАН

 

Список публикаций и сюжетов:

ТАСС:  "Васильева заявила о необходимости провести научную экспертизу всех школьных учебников" http://tass.ru/obschestvo/3795230

Известия: "Минобрнауки: необходимо провести экспертизу всех школьных учебников" http://izvestia.ru/news/645945

РИА Новости: "Глава Минобрнауки рассказала об основной современной функции РАН" https://ria.ru/society/20161118/1481662638.html

Planet Today: "Минобрнауки проведет экспертизу всех школьных учебников" http://planet-today.ru/novosti/obshchestvo/obrazovanie/item/57143-minobrnauki-provedet-ekspertizu-vsekh-shkolnykh-uchebnikov