Изображение Солнца, полученное КА SDO (NASA) 8 мая 2024 г. в трех линиях УФ-излучения (показаны разными цветами). Изображение: NASA/SDO and the AIA, EVE, and HMI science teams

10-12 мая 2024 г. магнитосфера Земли пережила сильнейшее возмущение в текущем столетии. Причиной стали повышенная активность Солнца и, более конкретно, корональные выбросы массы 7-9 мая 2024 г.

Вспышки на Солнце часто сопровождаются выбросами солнечного вещества. Если они попадают по Земле, то — при определенном стечении условий — вызывают возмущения магнитного поля Земли, или геомагнитные бури. Силу бури принято измерять по возрастанию геомагнитного индекса Kp и разделять на пять уровней от G1 до G5.

В завершающейся геомагнитной буре 10-12 мая повинны вспышки, которые происходили на Солнце 8 мая. На то, чтобы солнечное вещество преодолело 150 миллионов километров, которые отделяют Солнце от Земли, обычно требуется 3-4 дня, но скорость корональных выбросов массы больше (в данном случае она оказалась больше почти в два раза), поэтому первый «удар» по земной магнитосфере произошел уже вечером 10 мая.

Первыми приход солнечных масс вечером 10 мая зарегистрировали спутники, находящиеся на линии между Солнцем и Землей в 1,5 миллионах километров от планеты. Выброс плазмы подошёл в наиболее геоэффективной конфигурации: скорость солнечного ветра была почти в два раза выше обычной, величина магнитного поля — в шесть раз, направление магнитного поля выброса также было «подходящим» для начала магнитной бури.

Действительно, магнитная буря началась вечером 10 мая и сразу превысила уровень G4. После полуночи на 11 мая она усилилась до максимального уровня G5. В течение суток 11 мая уровень не опускался ниже отметки G4, с периодическими «пиками» до уровня G5. Область полярных сияний распространилась до 40 градусов северной широты.

Спад геомагнитной активности начался 12 мая, но поскольку на Солнце в течение этих дней также продолжались вспышки (особенно крупные 10 и 11 мая), то были основания ожидать, что они также окажут воздействие на геомагнитную обстановку. Однако выбросы массы, произошедшие в их ходе, хотя и подошли к Земле 12 мая, но в ходе движения отклонились, так что «воздействовали» на Землю по касательной. Уровень геомагнитных возмущений 12-13 мая не превышал G2-G3, и эта повторная геомагнитная буря завершилась к полудню 13 мая.

Геомагнитная буря 10-12 мая 2024 г. стала одной из крупнейших за всю историю наблюдений и крупнейшей в XXI в. (предыдущая значительная буря 24 марта не прeвысила уровня G4 и завершилась даже быстрее, чем ожидалось). Научный анализ происходивших событий ещё продолжается, и подробную картину происходящего можно будет оценить лишь спустя некоторое время.

Информация и фото предоставлены пресс-службой ИКИ РАН