Российские ученые предложили новый тип лекарств от псориаза и рассеянного склероза

Биспецифические антитела избирательно подавляют выработку клетками иммунной системы «плохого» TNF (фактора некроза опухоли), вызывающего аутоиммунные заболевания, но при этом не мешают синтезу его «хорошего» варианта.

Сотрудники кафедры иммунологии биофака МГУ, под руководством заведующего кафедрой Сергея Недоспасова, совместно с коллегами из Института имени Белозерского РАН и зарубежных научных институтов, заложили основу создания нового типа лекарств от аутоиммунных заболеваний, таких как псориаз, рассеянный склероз и системная красная волчанка. Статью об этом, опубликованную в журнале PNAS, пересказывает пресс-релиз Московского университета.

В основе аутоиммунных заболеваний лежат нарушения работы иммунной системы организма, которая начинает атаковать не вторгшиеся извне вредоносные микроорганизмы, а собственные клетки и ткани тела. Такие болезни могут иметь крайне тяжелые последствия и с огромным трудом поддаются лечению.

Одним из ключевых факторов при этом является TNF (tumor necrosis factor, т. е. «фактор некроза опухолей», по-русски ФНО) — белок из группы цитокинов, производимый клетками иммунной системы — макрофагами, лимфоцитами, нейтрофилами и другими. Как видно из его названия, в норме он помогает организму разрушать раковые опухоли, а также выполняет ряд других полезных функций (например, защищает организм от туберкулеза). Однако TNF может становиться и «плохим» — и тогда он как раз запускает процесс развития аутоиммунных заболеваний. Современные методы их лечения основаны как раз на ингибировании (подавлении) синтеза «плохого» варианта этого белка, однако это требует сложных и дорогих препаратов.

Иммунологи из МГУ, совместно с коллегами, нашли новый эффективный способ ингибировать развитие «плохого» TNF, при этом не влияя на выработку «хорошего». В основе разработанного ими метода лежит использование синтетических антител.

В норме антитела, они же иммуноглобулины, вырабатываются B-лимфоцитами (другими клетками нервной системы) в качестве реакции на антигены — белки оболочек вирусов и бактерий. Каждое природное антитело связывается своими Fab-фрагментами, состоящими из двух доменов «тяжелой» и «легкой» цепей аминокислот, только с одним антигеном. Однако ученые научились искусственно создавать так называемые биспецифические антитела, которые двумя Fab-фрагментами могут связываться с двумя разными антигенами.

Один из таких синтетических антигенов, связывающийся одновременно с TNF и белком F4/80 из оболочки макрофага, позволяет сразу связывать вырабатывающийся в макрофагах «плохой» фактора некроза опухоли, и не позволять ему провоцировать развитие аутоиммунных заболеваний. Синтез «хорошего» TNF при этом не страдает.

«Эта работа продолжалась почти 10 лет. В публикации отражена только верхушка айсберга. <...> Научно обоснован новый подход к анти-цитокиновой терапии, которая позволяет нейтрализовать только "плохую" функцию молекулы, но сохранять ее "полезную" функцию. Главный вывод состоит в том, что можно фармакологически блокировать иммунный медиатор — цитокин — только на конкретном виде клеток-продуцентов», — объяснил Сергей Недоспасов.

Новый тип биспецифических антител был назван MYSTI (Myeloid-Specific TNF Inhibitor, «миелоидно-специфический ингибитор TNF»), при их создании использовались «модули» антител из верблюда и ламы. Эксперименты на лабораторных мышах дали хорошие результаты: в них MYSTI защищал мышей от летальной токсичности TNF, а контрольное антитело – нет.

«На основании этих результатов биомедицинская промышленность может сконструировать и испытать принципиально новые лекарства для терапии аутоиммунных заболеваний», — сказал Недоспасов.

псориаз рассеянный склероз фактор некроза опухолей