Можно без сомнения сказать, что мы сами управляем собой. Если нужно накопить на отпуск или сходить на тренировку, то это делается. Но все не так просто. Тысячи лет эволюции так и не исправили то, что заложено природой. Наше поведение во многом зависит от небольшой молекулы под названием «дофамин».

Химическая структура дофамина — 2-(3,4-дигирдроксифенил) этиламин

Дофамин — это молекула, задача которой заключается в передаче сигналов между нейронами в центральной нервной системе и сигналов между другими клетками.

Химическая структура дофамина — 2-(3,4-дигирдроксифенил) этиламин. По структуре она подобна другим сигнальным молекулам головного мозга, таким как адреналин, норадреналин и меланин.

Нейроны, которые синтезируют дофамин, называются дофаминергическими. Некоторые из них могут жить более 100 лет. Чем старше человек, тем хуже его когнитивные (познавательные), мотивационные и двигательные функции - дофаминергическая система угасает со временем. Приведем пример для сравнения:

•  количество дофаминергических нейронов у молодых людей - около 400 тысяч;
  •  количество дофаминергических нейронов к шестидесяти годам - 250 тысяч;
  •  количество дофаминергических нейронов при болезни Паркинсона - от 60 до 120 тысяч.

Сокращение их числа начинается в 45 лет. Каждые 10 лет они уменьшаются примерно на 10%. Пик потерь (40—50%) приходится примерно на 88—89 лет.

Ловушка удовольствия. Коротко

Дофамин – один из химических факторов внутреннего подкрепления. Выброс этого вещества вызывает чувство удовлетворения, которое влияет на мотивацию и обучение. Выработка происходит во время получения позитивного опыта: секса, вкусной пищи, приятных ощущений.

Зоны мозга, в которых локализуются дофаминовые нейроны:

- гипоталамус;

- черная субстанция;

- вентральная покрышка.

Расположение зависит от выполняемых функций. Так, нейроны в гипоталамусе регулируют либидо, агрессивность и пищевую мотивацию, количество дофамина в черной субстанции определяет подвижность человека, а дофамин, который вырабатывается в вентральной покрышке, связан со скоростью обработки информации и с положительными эмоциями.

Один эксперимент и вся суть дофамина

В 2001 году Брайан Кнутсон доказал, что дофамин связан не с самой наградой или счастьем, а с предшествующей стадией - предвкушением. Для проведения исследования нейробиолог использовал модель эксперимента Ивана Павлова – формирование условных рефлексов у собак. В 1927 году Павлов обнаружил, что у собак выделяется слюна, когда они слышат звон колокольчика, предшествующий приему пищи. Это происходило даже если после такого звука еды не следовало. Животные связали звон с обещанием обеда. Тогда Кнутсон понял, что и мозг работает подобным образом – он выделяет своего рода слюну в предвкушении награды, а потом работает по-другому.

Исследование стэнфордского ученого происходило так. Он помещал участников в томограф, а затем вырабатывал у них условную реакцию: для этого им показывали символ, после которого они могли стать обладателями денежного приза. Достаточно было нажать на кнопку.

Когда люди видели символ, в мозге активировалась система подкрепления – выделялся дофамин, потому испытуемые изо всех сил давили на клавишу. А при выигрыше область затихала. Далее радость победы регистрировалась в других нервных центрах.

Так Кнутсон доказал, что дофамин отвечает за действие, а не за счастье. Существует немало крючков, на которые нас легко поймать, зная такой механизм.

Попасться на крючок

Знания о том, как дофамин управляет человеком, могут использоваться по-разному. Предупрежден – значит вооружен. Мы собрали «крючки», на которые люди ежедневно «попадаются», подобно маленьким морским рыбкам.

Лайки. Потребность в социальном одобрении обусловлена эволюционно, а ее главным поставщиком стали социальные сети. Один лайк – крохотная доза дофаминового выброса – мимолетное удовольствие, во много раз усиливающее желание получить больше и больше.

Жирная и сладкая еда. Чем больше сахара, калорий и жира, тем привлекательнее для системы поощрения еда.

Бесплатная еда и напитки. В супермаркете или в кафе часто предлагают попробовать что-то сладкое, соленое или содержащее кофеин. Так и работает «дофаминовый крючок», провоцирующий желание вернуться снова.

Манящий аромат. Фирменный кофейный запах, аромат карамели или бельгийских вафель могут с легкостью заманить на нужный ярус торгового центра своих посетителей.

Аппетитные картинки. Такие стимулы сильно воздействуют на систему поощрения. Рассматривая привлекательные изображения еды, ее вкус люди воспринимают с большим удовольствием. Можно заметить, что меню ресторанов пестрят яркими картинками блюд.

Новое. Дофаминовая система то и дело подталкивает узнать новое, потому что новая информация может спасти жизнь. Поэтому и многие сети фастфуда часто добавляют в меню новые блюда.

Фото на главной странице: wayhomestudio / Фотобанк Freepik