Ученые из Института органической химии имени Н.Д. Зелинского РАН под руководством Евгении Дегтяревой разработали состав уникального химического катализатора на основе палладия. Соединение этого металла с N-гетероциклическим карбеновым лигандом ускоряет превращение тиолов (серосодержащих продуктов нефтепереработки) в виниловые мономеры — новый полимерный материал. Об изобретении рассказывает пресс-релиз ИОХа на портале Теория и практика.

Органические соединения на основе серы — одни из самых распространенных источников функциональных молекул. Тиолы (или меркаптаны) — из их числа, это один из побочных продуктов переработки сырой нефти. Однако до недавнего времени не существовало эффективных способов их «перевода» в полезные соединения. Кроме того, тиолы имеют чрезвычайно неприятный запах, легко улавливаемый человеком. По этим причинам нефтеперерабатывающие компании ежегодно теряют миллионы тонн ценного сырья.

Ученые обнаружили, что, вступая в реакцию с алкинами, тиолы достаточно быстро превращаются в виниловые тиоэфиры — стабильные мономеры. Новая технология на основе атом-экономического подхода позволяет, таким образом, перевести большое количество тиоловых соединений в полимеры, не имеющие запаха. Подобные материалы сегодня очень востребованы в фотонике, оптике, фармацевтической промышленности и других сферах.

Новый метод не только экономичен, но и безвреден для окружающей среды, так как в процессе химической реакции не происходит выделения вредных для живых организмов веществ.

К слову, ранее портал Научная Россия писал о том, что тиолы в сочетании с витаминами оказывают противораковое действие.