Большой коллектив ученых, куда входят несколько институтов, университетов и музеев из России, проанализировал геномы древнего населения Евразии и установил, что в бронзовом веке происходила масштабная миграция народов, результатом которой и стал тот многонациональный мир на нашем континенте, где мы живем. Исследование стало возможным благодаря многолетнему накоплению археологического материала, работе десятков экспедиций и продвинутым методам анализа. Открытие опубликовано в двух статьях в журнале Nature здесь и здесь, а его популярное изложение дают New York Times и пресс-релиз МГУ.

История бронзового века и предшествовавшего ему периода, начиная с позднего неолита, не давала покоя ученым, наверное, с конца XIX века, когда в степях юга России и на Северном Кавказе обнаружили масштабные и богатые следы древнего населения с оригинальной и очень развитой культурой. Но в те времена не умели расшифровывать геном и извлекать из зубов древнюю ДНК, делать радиоуглеродный анализ на C14 и исследовать почвы и грунты под сильным микроскопом. Археологам были доступны только антропологические измерения, сравнительный анализ керамики и вещей, изучение погребальных обрядов. Опираться на литературные источники бесполезно, за отсутствием таковых — у населявших Кавказ и юг России народов еще не было письменности. А про Европу и говорить нечего.

Но и археологических данных было достаточно, чтобы поставить перед наукой несколько острых вопросов, главные из которых — кто эти люди, оставившие после себя тысячи курганов и поселений 3-5 тысяч лет назад? Откуда они пришли и куда пропали? На каком языке говорили? Почему разные культуры бронзового века имеют общие черты и что еще более удивительно, эти черты имеем мы — современные европейцы? К примеру, белую кожу. Одни склонялись к гипотезе приграничного культурного взаимодействия путем торговли. Другие видели следы миграций или завоеваний.

За более чем столетие археологических работ в Евразии накопился обширнейший материал, который ждал своего часа. Наконец, появились результаты. Две большие группы ученых, одна из Гарварда, другая преимущественно из Европы и России, опубликовали свои работы в Nature. Вместе они изучили останки 170 древних людей в Евразии и показали, что примерно 5000 лет назад с Северного Кавказе и южно-русских степей начали мигрировать представители ямной культуры. Это были рослые сильные люди европеидной внешности, пастухи и скотоводы. Вели кочевой образ жизни и оставили после себя погребальную культуру курганов. Ямники шли в Северную и Центральную Европу и в Западную Сибирь. С этого момента началось «переписывание генетической карты» Евразии. К третьему тысячелетию до нашей эры ямники вытеснили фермеров, обитавших со времен каменного века, и расселились от территории Венгрии до Урала. С тех пор миграции не останавливались в Евразии, одна культура сменяла другую, и как теперь оказалось, это был не просто культурный обмен и торговля, а народы действительно перемещались и смешивались.

Генетики извлекли древнюю ДНК, главным образом, из зубов. Они получили 19 древних геномов и составили их связи. Их результаты хорошо согласуются с результатами палеолингвистов о том, что индоевропейские языки, на которых мы говорим, начали распространяться в Евразии в течение третьего тысячелетия до нашей эры. Это совпадает с данными генетиков: в тоже время геном ямников появляется и в Европе, и за Уралом.

Кроме того, ученые выяснили, что белокожие люди населяли древний мир задолго до формирования европейцев как нации. Этот тип пигментации был широко распространен в бронзовом веке. И устойчивость к лактозе — углеводу, содержащемуся в молочных продуктах, — тоже появилась у европейцев от ямников, а первые несколько тысяч лет после неолитической революции европейцы молоко не пили, как показали исследования, проведенные под руководством Рона Пинхаси (Ron Pinhasi), археолога и сотрудника Дублинского университета.