Используя анализ данных дистанционного зондирования, топографии и моделирования, ученые из США обнаружили огромный купол магмы, который поднимает плато Альтиплано-Пуна в Андах. Они написали об этом в журнале Nature Communications, сообщает пресс-служба университета Калифорнии.

Плато Альтиплано-Пуна — это высокий засушливый регион в центральных Андах в Южной Америке с широкими равнинами, над которыми возвышаются живописные вулканы. Это одно из самых высокогорных плато на Земле, оно расположено на высоте один километр над уровнем моря и простирается в ширину на сотни километров. Ученые выяснили, что плато расположено прямо над большим активным телом магмы. Раскаленный расплав уменьшает кору и выдавливает ее, в результате образуя купол.

Исследователи открыли магматический купол под плато в 2014 году с помощью сейсмического зондирования. Тело размером примерно 11 км толщиной и 200 км в диаметре оказалось самым крупных из обнаруженных до того. «Мы знали о магматическом теле, но исследовали его детально только сейчас. В новой работе мы смогли показать жесткую пространственную связь между магматическим телом и большим, высотой километр, куполом над ним», — приводятся в пресс-релизе слова первого автора статьи Джонатана Перкинса (Jonathan Perkins), который делал это исследование, будучи студентом вуза, а теперь работает в Геологической службе США.

Анализируя топографические данные и результаты моделирования, ученые вычислили объем расплавленного материала в магматическом теле. Они получили близкие к предыдущим оценки, сделанным на основе сейсмических данных. «Это дает прямую и независимую проверку размера магматического тела. Это показывает, что можно использовать топографию, чтобы узнать о глубинных коровых процессах, которые сложно оценить, таких как скорость производства расплава и сколько магмы было внедрено в кору снизу», — цитирует пресс-служба ведущего автора статьи Ноа Финнегана (Noah Finnegan), доцента геологии и планетологии университета Калифорнии в Санта-Круз.

Плато Альтиплано-Пуна стало одним из самых активных вулканических регионов на планете примерно 10 млн лет назад. Несколько тысяч лет в регионе не наблюдают сильных извержений, но все же он считается активным. С начала 90-х за плато наблюдают по спутниковым снимкам и видят поднятие поверхности, причем в некоторых местах довольно быстрое. Вулкан Утурунчу (Uturuncu), расположенный прямо в центре купола, поднимается примерно на один см в год. Авторы работы полагают, что поднятие происходит из-за магматического тела, но все же они не связывают это явление с супервулканом.

Наращивание коры под Альтиплано-Пуна, вызванное внедрением магмы снизу, демонстрирует фундаментальный процесс, лежащий в основе создания континентов. «Это дает нам картину того, как появляются континенты. Эти огромные магматические системы формируются во время периодов, называемых вспышками магматизма, когда много расплава внедряется к земную кору. Так же появилась и Сьерра-Невада 90 млн лет назад, и мы наблюдаем это сейчас», — сказал Перкинс.

Помимо магматического купола на поднятие плато Альтиплано-Пуна действуют тектонические силы, возникающие при столкновении Южно-Американской континента и океанической плиты Наска.

[Фото: Вулкан Лазуфр на плато Альтиплано-Пуна в центральных Андах / Noah Finnegan]