Иногда очень простые, казалось бы, создания оказываются чрезвычайно сложными. Так, одноклеточный обитатель озер инфузория Oxytricha trifallax имеет удивительную способность разламывать собственную ДНК на почти полмиллиона кусочков и быстро пересобирать ее, когда приходит время размножения. Статью об этом опубликовали в журнале Cell исследователи из Принстонского университета (США), о чем сообщает пресс-служба Принстонского университета

«Oxytricha — хорошая модель для изучения того, как разламываются и собираются обратно хромосомы. Это важно для понимания онкологических процессов, — объясняет главный автор исследования Лаура Ландвебер (Laura Landweber). Но, в отличие от рака, где перестройки происходят хаотично и непредсказуемо, Oxytricha делает это упорядоченно. Для восстановления зашифрованной информации одноклеточное использует некодирующие РНК. В результате восстановления получается порядка 16 000 хромосом.

Это не единственное удивительное свойство организма: эта клетка содержит не одно, а два ядра. Одно ядро — рабочее, а второе содержит геном, который демонтируется и собирается, чтобы получить новое рабочее ядро в потомстве. При процессе размножения Oxytricha исключительно обменивается ДНК, потомство же производится от одного организма. Когда клетки конъюгируют, они меняют стареющие части своего генома на новые гены и кусочки ДНК своего партнера. Обе клетки конструируют новое рабочее ядро со свежим набором хромосом. По словам Ландвебер, это омолаживает клетки и диверсифицирует генетический материал, что очень хорошо для организма. «Это словно в научной фантастике: одноклеточные прекращают старение, распродавая свои старые части», — говорит она.

Ландвебер считает, что широкое распространение этих поедающих водоросли одноклеточных связано с тем, что они очень хорошо умеют сохранять геном посредством своего инновационного метода шифрования.

Изображение Джона Брахта, Американский университет, и Роберта Хаммерсмита, Государственный университет Болла.

Источник: Принстонский университет