Автоматическая межпланетная станция Mars Express Европейского космического агентства (ESA) в ноябре 2014 года сделала снимок региона Марса, кратер на котором, на первый взгляд, кажется результатом столкновения планеты с каким-то небесным телом. Однако научная дискуссия продолжается: многие ученые уверены, что на снимке мы на самом деле видим древний супервулкан, сообщает сайт ESA.

На фото представлен регион Марса под названием Арабия Терра (Arabia Terra), речь идет о кратере Силое Патера (Siloe Patera). Точнее говоря, это два больших как бы вложенных друг в друга кратера, внешний из которых имеет размеры примерно 40 на 30 км, а уровень примерно на 1750 метров ниже окружающих равнин.

Некоторые ученые полагают, что такое строение указывает на то, что этот кратер — не просто результат столкновения, а древний супервулкан. На Земле супервулканами называют такие, которые могут производить как минимум 1000 кубических километров вулканических материалов во время извержения — в тысячи раз больше, чем обычные вулканы, серьезно влияя тем самым на глобальный климат планеты. Пример такого вулкана на нашей планете — Йеллоустон в США.

Особенность супервулкана в том, что магма копится под поверхностью, чтобы однажды резко вырваться наружу огромным взрывом. Соответственно, такие вулканы не возвышаются, как горы, потому их бывает непросто обнаружить, особенно если это нужно сделать через миллионы или миллиарды лет после затухания, да еще и на далекой планете. Тем не менее, ученые полагают, что фотографии представляют достаточно данных, чтобы утверждать, что Силое Патера — это не результат столкновения Марса с другим небесным телом, а древний супервулкан.