Группа ученых из Института геологии и минералогии (ИГМ) СО РАН (Новосибирск) под руководством доктора геолого-минералогических наук Юрия Пальянова нашла новый катализатор синтеза алмазов в лабораторных условиях. Опытным путем они доказали, что раскаленный германий под высоким давлением способствует более быстрому «созреванию» кристаллов, которые к тому же получают уникальные светоотражающие свойства. Об открытии рассказывает портал Наука в Сибири.

Результаты ряда лабораторных исследований показали, что благодаря физико-химическим свойствам германия, — который не только ускоряет процесс, как и любой катализатор, но и не оставляет своих «следов» в конечном продукте, — искусственные алмазы приобретают особые сферические центры. Благодаря им уже при комнатной температуре потоки отражаемых камнем фотонов сосредотачиваются в небольшом диапазоне свечения. Именно это объясняет уникальные люминесцентные свойства получаемых кристаллов.

Все дело в том, что атомы германия могут «встраиваться» в решетку кристалла в процессе его роста, замещая собой часть атомов углерода и образуя так называемые «германий-вакансионные точечные дефекты». «Полученные алмазы потенциально могут быть использованы в качестве источников одиночных фотонов в различных квантовофизических применениях», — объяснил Юрий Польянов, заведующий лабораторией экспериментальной минералогии и кристаллогенезиса ИГМ.

По словам исследователей, разработка может найти применение в области новейших квантовых технологий, а также в магнитометрии и биосенсорике.

К слову, ранее портал Научная Россия писал о перспективах использования алмазов для строительства квантового интернета.