Ученые из Университета Калифорнии (США) наблюдали за 48 вулканическими выбросами на поверхности спутника Юпитера — Ио. Они использовали околоинфракрасную адаптивную оптику на двух крупнейших мировых телескопа — 10-метровом Keck II и 8-метровом Gemini North, расположенных на Гавайях. Об этом сообщает пресс-служба вуза. Авторы доложили результаты работы на брифинге во время совместной встречи отделения планетологии Американского астрономического общества и Европейского планетологического научного конгресса в Пасадене. Научная статья выйдет в журнале Icarus.
Спутник Юпитера Ио представляет собой самый вулканически активный объект в Солнечной системе, на нем действуют сотни вулканов. Студентка Университета Калифорнии Катерин де Клеер (Katherine de Kleer) и профессор астрономии и планетологии Имке де Патер (Imke de Pater) наблюдали тепло, идущее от активных вулканов, и еще не остывшие лавовые потоки с августа 2013 года по конец 2015 года. Они смогли установить температуру и полный выход энергии каждого извержения, изучили эволюцию извержений некоторых вулканов в течение целого года.
Оказалось, что некоторые извержения передвигались по поверхности с течением времени, как будто кто-то запускал еще одно на расстоянии в 500 км. «Мы пока не можем себе представить механизм, который бы запускал вулканизм на расстоянии 500 км, в любом случае вулканическая активность на Ио куда более экстремальна, чем то, что мы видим на Земле, и она продолжает нас поражать и удивлять», — заявила Клеер в интервью пресс-службе вуза.
Вулканическая активность Ио вызвана приливными силами, которые возникают внутри спутника из-за гравитации Юпитера. Трение в недрах из-за приливных сил генерирует тепло и, как следствие, извержения. Согласно популярной модели, вулканизм должен возникать либо около полюсов, либо около экватора, но Клеер с де Патер утверждают, что их наблюдения не совпадают с моделями.
Они делали снимки в течение ста ночей и увидели очень много короткоживущих сильных извержений, которые появляются внезапно и прекращаются через несколько дней. Каждое такое извержение начинается чаще на обратной стороне спутника (на 180-360 градусов долготы) и на высоких широтах. «Описание извержений плохо согласуется с модельными предсказаниями. Но дальнейшие наблюдения покажут, то ли объем наблюдений мал, то ли модели слишком простые. Или возможно, мы узнаем, что локальные геологические факторы играют гораздо большую роль в том, где и когда вулканы извергаются, чем допускает физика приливного нагрева», — сказала Клеер.
Один из объектов их интересов — патера Локи, огромное лавовое озеро, которое сильно светилось каждые 1-2 года, что подразумевает пробуждение активности. Выход энергии от патеры Локи перемещается вокруг озера во время извержений, как будто вокруг озера идет волна, запуская дестабилизацию и топя куски коры. В 2002 году озеро затухло, но в 2009 вновь наблюдалась его активность. Другой объект исследований — вулкан патера Кургадалон, который показал необычную активность дважды после 2015 года, совпавшую с усилением яркости расширенного облака нейтрального материала, которое вращается вокруг Юпитера.
[Изображение: Снимки Ио в околоинфракрасном диапазоне. Яркие точки — термальные выбросы из мириад вулканов / Katherine de Kleer и Imke de Pater, UC Berkeley]