Билоги доктор Жолион Тросцянко (Jolyon Troscianko) из университета Эксетера и доктор Кристиан Рутц (Christian Rutz) из университета Сент-Эндрюс (Великобритания) впервые смогли занять на видео, как вороны делают инструменты сложной формы, а потом достают с их помощью насекомых из трещин в коре деревьев и опавших листьев. Их статью, опубликованную в журнале Biology Letters, пересказывает пресс-релиз университета Эксетера.

Тросцянко и Рутц наблюдали за новокаледонскими воронами (Corvus moneduloides), обитающими на острове Новая Каледония в Тихом океане. Чтобы снять, как птицы добывают еду, ученые прикрепляли к их хвостовым перьям миниатюрные (размером с мелкую монету) и легкие камеры. Чтобы набрать нужное количество видеоматериала с помощью 19 камер, понадобились сотни часов полевой работы.

«Новокаледонские вороны очень трудны для наблюдений, не только из-за сложного рельефа их тропических местообитаний, но также и оттого, что они очень пугливы. Задокументировав их интереснейшее поведение с помощью камер, созданных по новой технологии, мы получили ценный материал, показывающий, насколько важны инструменты в их повседневном поиске пропитания», — объяснил доктор Тросцянко.

Инструментами сложной формы в данном случае являются длинные крючки, которые вороны выгрызают из веток с помощью клюва, делая два разреза, как это показано на иллюстрации.

Получается удобный инструмент, которым, сжимая его в клюве, можно зацеплять и доставать из трещин в коре или из опавших листьев личинок насекомых, которыми питаются вороны. Как это происходит, вы можете полюбоваться на видео.

«Такое поведение легко пропустить — в первый раз, когда я просматривал записи, я не увидел ничего особенно интересного. Только когда я тщательно пересмотрел все еще раз, кадр за кадром, я заметил это интереснейшее поведение. Не один раз, а два!» — рассказал автор исследования.

Использование птицами простых инструментов — таких, как прямые палочки и камни для разбивания раковин улиток и яиц — неоднократно наблюдались и ранее. Однако это первое задокументированное доказательство того, что пернатые способны подходить к созданию инструментов и более творчески. Что, несомненно, обогащает наши познания о распространении и значении орудий труда в животном мире.

Новокаледонский ворон давно привлекает внимание орнитологов: ранее уже было установлено, что эта птица способна к сложным умозаключениям.