Профессор Джари Тихонен (Jari Tiihonen) и его коллеги из Каролинского университета в Швеции описали результаты работы по генетическому анализу почти 900 заключенных из тюрем Финляндии. Им удалось выявить два гена, которые наиболее часто встречались у осужденных за насильственные преступления. Ученые подчеркивают, что выявленная связь вовсе не означает, что можно делать обратный вывод — одно лишь присутствие данных генов ни в коей мере не гарантирует, что человек станет преступником, поскольку сказываются и многочисленные другие факторы. О своей работе они рассказали с статье, опубликованной в журнале MolecularPsychiatry.

Все правонарушители, генотип которых изучался, были изначально поделены на группы по виду преступлений — насильственные и ненасильственные. 78 из почти 900 участников исследования были отнесены к группе «особо жестокие преступления». Именно в этой группе связь между наличием определенных генов и поведением была наиболее выраженной.

Генетический профиль людей из данной группы имел две особенности, связанные с двумя генами. Первый, — ген MAOA, — кодирует фермент моноаминооксидазы А, важный для регуляции количества дофамина и серотонина в головном мозге. В данном случае присутствовал вариант этого гена с низкой активностью.

Второй ген, — это CDH13, — кодирует белок, обеспечивающий контакты между клетками. Ранее его присутствие в генетическом профиле уже удалось связать с употреблением психоактивных веществ и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

По словам ученых, именно такое сочетание оказывается критическим. Недостаток фермента, контролируемого геном МАОА, приводит к так называемой «дофаминовой гиперактивности», а ее усугубляет состояние алкогольного или наркотического опьянения (особенно прием амфетаминов), к которому склонны люди с геном CDH13.

При этом профессор Тихонен подчеркивает, что даже такой генетический профиль совершенно не означает, что человек обязательно станет преступником. Использовать генетический анализ для выявления потенциальных преступников невозможно и бессмысленно. На поведение оказывают огромное влияние и другие факторы, прежде всего, уровень социального развития, способность осознавать и оценивать возможные последствия своего поведения, развитие навыков самоконтроля.

Фото превью: ru.123rf.com