Профессор Билл Эрншау (Bill Earnshaw) из Высшей школы биологических наук (США) и его коллеги из Института исследования ДНК в Казусе (Япония), Национального института изучения рака (США) и университета Ливерпуля (Великобритания) установили, что хромосомы занимают только половину ДНК, а более 47% от ее структуры занимает таинственная оболочка, которая окружает генетический материал. Результаты исследования опубликованы в журнале Molecular Cell.

Используя передовые методы визуализации, международная группа исследователей впервые составила подробную 3D-модель всех 46 хромосом человека — структур внутри клеток, которые содержат нашу генетическую информацию.

С момента своего открытия в 1882 году, хромосомы находятся в центре внимания ученых. Но несмотря на большие технические достижения, полная структура и организация хромосом остается загадкой, говорят исследователи.

Вначале ученые из Эдинбурга (Великобритания) разработали метод точной микроскопии, который позволяет исследовать структуру хромосом в мельчайших подробностях. Он получил название 3-D-CLEM и сочетает в себе принципы световой и электронной микроскопии, объединенный со специальной компьютерной программой, для создания трехмерных электронных моделей объектов в высоком разрешении.

«Метод получения изображений, разработанный нами для изучения хромосом — поистине новаторский. Определение структуры всех 46 хромосом человека, выполненное впервые, заставило на пересмотреть представление, что они состоят исключительно из хроматина», — сказал доктор Даниэль Бут (Daniel Booth), один из авторов работы.

Анализ изображений показал, что на долю хроматина в структуре ДНК приходится от 53 до 70 процентов от общей массы. Оставшиеся 30–47% составляет периферийная оболочка, значение которой пока неизвестно.

«Теперь мы должны вновь задуматься над тем, как построены хромосомы и как они работают, когда клетки делятся, так как выяснилось, что генетический код покрыт толстым слоем другого материала», — сказал профессор Эрншоу.

Ранее портал Научная Россия писал о том, как ДНК «упакована» в клеточном ядре.