Биохимики из Манчестера выяснили, что не только свет, но и цвет влияет на циркадные ритмы. Оказалось, что около четверти клеток супрахиазмального ядра реагирует на изменения цвета окружающей среды, особенно если речь идет о синем цвете, похожем на тот, какой приобретает небо на закате. Об этом открытии подробно сообщается в журнале PLOS Biology.

Уже давно было установлено, что циркадные ритмы, определяющие деятельность организма в течение суток, как у людей, так и у животных, во многом зависят от света. Люди, долгое время находившиеся в темноте, оказывались совершенно дезориентированы, и их организм не понимал, день сейчас или ночь.

Между тем команда ученых под руководством Тима Брауна (Tim Brown) из Манчестерского университета, провела эксперимент, выясняя, только ли свет воздействует на циркадные часы. Как объяснил Тим Браун журналу Science, «здравый смысл подсказывает, что циркадные часы каким-то образом определяют количество света, поступающего из внешнего мира. Но мы решили выяснить, нет ли какого-то более сложного механизма».

Исследователи изучали в мозгу у мышей супрахиазмальное ядро — ту часть мозга, которая как раз отвечает за работу циркадных ритмов. Когда мышей освещали лучами то одного, то другого цвета, ученые измеряли деятельность нервных клеток. Выяснилось, что примерно четверть клеток супрахиазмального ядра реагирует на изменения цвета, особенно, если речь идет о синем цвете, похожем на тот, какой приобретает небо на закате. Тогда мышей поместили в клетку с «искусственным небом», цвет которого постоянно менялся. В обычной ситуации у мышей, как у ночных существ, после захода солнца поднимается температура. Если же небо не приобретало ночной цвет в положенное время, то циркадные ритмы сбивались, температура могла подняться, например, на 30 минут раньше.

Это открытие может в дальнейшем помочь изучению механизма цветного зрения как у мышей, так и у людей. Кроме того, возможно, это поможет людям справляться с джетлэгом при перелете из одного часового пояса в другой, а также преодолевать сезонную фотодепрессию. Сегодня эти проблемы решают, помещая человека в ярко освещенную кабину, но, может быть, свет в этой кабине должен быть определенного цвета?